Как российские импортеры обходят санкции Евросоюза

Одним из наиболее ощутимых итогов санкционного воздействия на Россию после начала «спецоперации» стала фактическая транспортная блокада Евросоюза и ряда других западных стран с целью ограничения товарооборота. В условиях санкционного давления российская отрасль автомобильной логистики стала искать схемы для обхода этой «блокады».

ЕС – главный торговый партнер России в энергоресурсах, а также основной источник импорта высокотехнологичной продукции и предметов роскоши, поэтому декларируемая переориентация бизнеса на Восток не может полностью заместить торговлю с Европой.

Наиболее популярным способом доставки грузов из Европы является автотранспорт, поэтому закрытие въезда для фур с российскими номерами на территорию ЕС особенно сильно ударило по российскому бизнесу, ориентированному на ЕС.

В связи с этим, чтобы доставить европейские товары в Россию, российский бизнес начал пользоваться различными схемами обхода транспортной блокады.
Одной из таких схем стала перерегистрация фур в «дружественных странах» – Казахстане, Турции, Армении, Грузии и ОАЭ. Проблема этой схемы в кратном удорожании товара вследствие логистических и таможенных издержек.

Для минимизации такого рода издержек стали использовать схему косвенного реэкспорта, которая позволяет завозить товар напрямую в Россию без завоза в третью страну.

Схема предполагает несколько шагов. Сначала европейский поставщик заключает контракт с компанией-посредником из «дружественной» страны. Груз сразу отправляется в сторону России, заезжая на таможенный склад (как правило, в Прибалтике), где «перепродается». Далее уже с новым контрактом (между компанией-посредником и конечным покупателем из России) груз въезжает в Россию.

Как отмечает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло, европейский товар может быть «перепродан» в Россию и без заезда на склад, прямо во время движения фуры. Такая разновидность «косвенного реэкспорта» получила название «перепродажа в пути».

Еще одна использующаяся схема — «ложный транзит». В этом случае грузовик с товаром пересекает границу с ЕС с первичным пакетом документов. Но водитель прокладывает свой маршрут в третью страну так, чтобы он пролегал через Россию. После пересечения российской границы автомобиль заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа российскому получателю». После этого груз уже не покидает территорию России.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения такие схемы легальны, их использование чревато рисками.

Сложности могут возникнуть как с перевозчиками груза, которые могут отказаться от транспортировки, так и на границе, где его может не пропустить таможенник. Кроме того, схемы косвенного реэкспорта вызывают недоверие и у некоторых стран-посредников, которые опасаются вторичных санкций. Требование таких стран к физическому пересечению границы для российских грузов в итоге опять ведет к удорожанию товара.

Другой проблемой стал рост комиссии со стороны компаний-посредников. Помимо накладных расходов, они, как правило, претендуют на 5-10% от суммы контракта, а в случае дефицитных товаров могут сильно увеличить ценник на свои услуги.

Логисты исходят из того, что в силу указанных сложностей и рисков схемы косвенного реэкспорта это временный выход из сложившейся блокады, а не «логистика 2.0». Быстры темп изменений приводит к тому, что новые маршруты могут устаревать в течение нескольких недель.

Источник - Forbes

Партнеры