“Адмирал Макаров” готовится к завершающему этапу испытаний

По словам пресс-службы Прибалтийского судостроительного завода "Янтарь", новейший фрегат "Адмирал Макаров" совершил переход в Балтийск, главную базу Балтийского флота России, и готовится к выходу в море для завершающего этапа испытаний.

Фрегат "Адмирал Макаров" является третьим и последним построенным для ВМФ России фрегатом проекта 11356. Первые два фрегата этого проекта - "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен" были переданы ВМФ России в 2016 году, а "Адмирал Григорович" успел даже принять участие в боевых действиях, нанося удары по важным объектам боевиков в Сирии крылатыми ракетами "Калибр". Передача ВМФ России "Адмирала Макарова" планировалась в конце 2016 года, но не состоялась, по причине неполного выполнения программы испытаний. "Виновником" этого стал зенитно-ракетный комплекс "Штиль" - все остальные средства вооружения корабля показали 100% эффективность на испытаниях.

Столь неожиданный поворот событий вызвал изрядный "резонанс" и недоумение в СМИ - ведь первые два корабля прошли испытания очень быстро, а все системы вооружения, в том числе и ЗРК "Штиль", проявили себя в ходе них с лучшей стороны. Неудовлетворительные результаты испытаний "Штиля" на "Адмирале Макарове" вызвали и мощный шквал критики в адрес концерна ВКО "Алмаз-Антей", являющегося разработчиком данного комплекса. Однако стоит заметить, что неудовлетворительными испытания "Штиля" на "Адмирале Макарове" оказались скорее всего по той причине, что установленный на данном фрегате ЗРК несколько отличается от ЗРК предыдущих двух фрегатов проекта 11356. Точнее существенно отличаются их ракеты.

ЗРК "Штиль", установленный на фрегатах "Адмирал Григорович" и "Адмирал Эссен" имеет "стандартное" исполнения, а их боекомплект состоит из зенитных управляемых ракет (ЗУР) 9М317М. Данные ЗУР применяются в "сухопутном" зенитно-ракетном комплексе "Бук-М2". Ракета 9М317 имеет комбинированную систему управления - командно-инерциальное на начальном участке полёта и полуактивное на конечном. На начальном этапе полёта ЗУР она движется к цели на инерциальном автопилоте, который получает команды коррекции траектории от общекорабельной РЛС "Фрегат-М2М", на конечном этапе полёта ракета переходит на полуактивное самонаведение, при этом обеспечивают его специальные РЛС подсвета цели МР-90 "Орех", который на фрегате 4 - по 2 с каждого борта. РЛС "Орех" является одноканальной и в этом главный недостаток всего комплекса. Не смотря на то, что РЛС "Фрегат-М2М" позволяет осуществлять радиокоррекцию до 12 находящихся в полёте ЗУР, на конечном этапе могут наводится только 2 (при атаке средств воздушного нападения противника с одного направления) или 4 (при атаке с двух направлений) ракеты. Участок полуактивного самонаведения занимает несколько секунд до встречи с целью. Эта заставляет при атаке воздушных целей выпускать ракеты "партиями" по числу имеющихся радаров подсвета с интервалами в несколько секунд, что весьма критично при отражении, скажем, достаточно массированного удара вражеских противокорабельных ракет (ПКР). Такой же способ наведения ракет используется и на американских кораблях, оснащённых многофункциональной системой оружия "Иджис", что существенно снижает его возможности при отражении массированного удара низколетящих ПКР при использовании ЗУР с полуактивными головками самонаведения.

Однако для ЗРК "Штиль-1" был запланирован вариант "расширения", предполагающий оснащение комплекса новыми зенитными ракетами 9М317МА с активными головками самонаведения. Эти ракеты используется в новейшем "сухопутном" ЗРК средней дальности "Бук-М3". Использование ЗУР с активными ГСН на порядок повышает боевые возможности "Штиля" - отпадает необходимость подсвета цели на конечном участке и следовательно необходимость организации "очереди" из ЗУР таким образом, что бы непосредственно к целям подходило число ракет равное числу радаров подсвета, и позволяет выстреливать число ракет равное числу "каналов коррекции" корабельной многофункциональной РЛС без каких-либо "интервалов". Также это обеспечивает возможность обстрела низковысотных целей за пределами радиогоризонта (что физически невозможно для ЗУР с полуактивными ГСН) при наличии внешнего целеуказания, например от другого корабля, самолёта или вертолёта дальнего радиолокационного обнаружения (на корабле имеется боевая информационно-управляющая система "Сигма", обеспечивающая обмен тактической информации с кораблями соединения, самолётами и вертолётами).

Изначально оснащать ЗУР с активными ГСН фрегаты проекта 11356 предполагалось начиная с "Адмирала Бутакова", первого фрегата второй "тройки". Однако строительство следующих за "Адмиралом Макаровым" трёх фрегатов было остановлено, по причине разрыва Украиной в одностороннем порядке военно-технического сотрудничества с Россией и отказа поставить заказанные для этих кораблей газотурбинные силовые установки, производимые на заводе "Зоря-Машпроект", в результате чего было принято решение продать недостроенные корабли Индии. Поэтому было принято вполне логичное решение - начать оснащение новыми ЗУР "Адмирала Макарова". И по всей видимости именно с этими ЗУР и были проблемы в ходе испытаний в конце 2016 года. Однако стоит заметить, что оснащение ЗРК "Штиль" этими ракетами началось раньше запланированного срока, а сама ЗУР показала успешные результаты в составе "сухопутного" ЗРК "Бук-М3" и "отработка" комплекса и самой ЗУР 9М317МА продолжалось с 2014 по 2016 год, в ходе которой было полностью обеспечено соответствие ракеты требуемым характеристикам.

Вероятно при испытаниях "Адмирала Макарова" были выявлены какие-то "аппаратные" проблемы комплекса "Штиль" при его "совмещении" с новыми ракетами. Устранение этих проблем - вопрос ближайшего будущего и скорее всего, на предстоящих испытаниях "Адмирала Макарова" его "Штиль" с новыми ракетами должен успешно провести все стрельбы.

Павел Румянцев

По материалам "ТАСС"

 

 

Партнеры