Несмотря на общие представления о том, что санкции ЕС и G7, вводящие потолок цен на российскую нефть, не эффективны, данные российской таможни говорят, что это не так: около половины поставок может идти с соблюдением потолка, пишет сотрудник Киевской экономической школы Беньямин Хильгеншток. Согласно его анализу, средняя цена российской нефти в итоге не дотягивает до $70 за баррель, а чтобы выполнить план по доходам от экспорта нефти, Россия должна попытаться увеличить теневой флот танкеров.
К исследованию экономиста Киевской экономической школы (Kyiv School of Economics, KSE) Беньямина Хильгенштока привлекло внимание издание RE:Russia. В докладе утверждается, что экономист смог ознакомиться с данными российской таможни (в России они засекречены). Согласно этим данным, сентябре баррель Urals продавался в среднем всего за $61,50, в августе — за $59,1. Баррель нефти ESPO — соответственно за $71,5 и $68,4. Таким образом, в среднем российская нефть в сентябре стоила $67,5 за баррель, в августе — $63,7.
Минфин России предоставляет иные данные. По данным министерства, средняя цена барреля Urals в сентябре составляла $83,08, в августе — $74. Международное энергетическое агентство (МЭА) предоставляет похожие данные. По данным МЭА, в августе баррель Urals уходил в среднем за $71.
Цифры Хильгенштока почти вписываются в установленный ЕС и G7 потолок цен, который составляет $60 для нефти и $45 для нефтепродуктов. Экономист пишет, что до августа потолок цен соблюдался, а в августе ценовая структура российского экспорта начала расщепляться. 48% поставок идут с соблюдением ценового потолка, 52% — по более высоким ценам. Рассуждение в оценках с МЭА может быть связано с тем, что агентство не получает данных о сделках, заключенных с учетом потолка, а Минфин, в свою очередь, может не учитывать такие сделки в связи с указом президента Путина, запрещающим российским экспортерам соблюдать санкции.
До работы Хильгенштока общим местом среди аналитиков санкций было то, что ценовой потолок фактически не работает с июля, а дисконт на российскую нефть снизился до минимума. Основной эффект санкций же заключается в дисконте, с которым российские энергоресурсы покупают в Индии и Китае, а также повышенных транспортных издержках, так как доставлять нефть в Индию и Китай дороже, чем в Европу.
Другой вид издержек связан с необходимостью поддерживать теневой флот, перевозящий российскую нефть. Согласно экспертным оценкам, имеющегося количества танкеров достаточно для того, чтобы перевозить чуть меньше половины необходимого России объема. Если ценовой потолок действительно работает, российским компаниям придется расширять флот. Эксперты считают, что в дальнейшем основной фокус ужесточения санкций со стороны ЕС и стран G7 как раз будет сосредоточен на борьбе с российским теневым флотом и попытками его расширения.
Источник — RE:Russia