Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Тени на воде

В результате действия западных санкций, ударивших по российскому экспорту нефти, Россия прибегла к различным схемам обхода ограничений, одной из которых стало создание так называемого теневого флота — танкеров, доставляющих российскую нефть вопреки санкциям. Среди пунктов назначения таких судов — порты многих европейских государств, которые уже обсуждают способы борьбы с теневым флотом. Однако борьба с ним малоэффективна, считают эксперты.

 

До начала горячей фазы украинского конфликта российский торговый флот насчитывал порядка 1700 судов общим дедвейтом около 24 млн т. 70% этого флота составляли танкеры и сухогрузы, предназначенные для транспортировки сырья. За контейнерные доставки отвечали преимущественно международные компании, которые ушли с российского рынка после начала военных действий. Дедвейт иностранных судов, работавших в России, составлял 61,5% от общероссийского. Это привело к тому, что в 2022 году Россия, готовясь к расширению санкций, была вынуждена работать над созданием собственного теневого флота.

В результате, в прошлом году в мире наблюдался повышенный спрос на танкеры и сухогрузы типа LR1, MR, Aframax и Suezmax, которые являются самыми подходящими для перевозки российских грузов. Так, продажи Suezmax в 2022 году выросли вдвое по сравнению с предыдущим, продажи Aframax и MR— почти на треть. Во многих сделках участвовали анонимные покупатели и инвесторы. Повышенный спрос, в свою очередь, привел к росту цен на танкеры.

Несмотря на то, что в договорах купли-продажи прямо указывалось, что после покупки судно не должно заходить в порты, на которые наложены санкции, на деле этим пренебрегали.

Для управления теневым флотом в 2022 году были созданы 864 новые международные компании в морской сфере, которые имеют связи с Россией, подсчитали эксперты S&P Global Market Intelligence. Из них 87 имеют суда, которые раньше принадлежали России или ходили под российским флагом. 880 кораблей, принадлежащих 777 компаниям из этого списка, заходили в российские порты после 5 декабря. Владельцы этих кораблей в основном находятся в Турции (160 компаний), Китае (120 компаний), Греции (110 компаний), ОАЭ (100 компаний), Гонконге (83 компании) и Индии (40 компаний). 

По подсчетам экспертов, в 2022 году Россия стала лидером по количеству судов «серого флота» (танкеры, которые управляются специально созданными компаниями, скрывающими происхождение и владельцев груза, но в то же время придающими ему легальный вид), а также вошла в пятерку стран по количеству кораблей «темного» флота (суда, которые используются для перевозки незаконного или попадающего под санкции груза).

По подсчетам Windward, 2,6 млн баррелей российской нефти в день сейчас перевозиться «серым» флотом, в результате чего объемы перевозки нефти «серыми» судами в мире увеличились примерно на 68% по сравнению с периодом до 24 февраля 2022 года. Объемы перевозки «темным» флотом выросли на 22%.

Основными пунктами назначения российских кораблей «серого» и «темного» флота являются Китай и Индия. Однако российские «серые» корабли заходят в порты и таких стран ЕС, как Нидерланды, Италия, Греция и Бельгия, туда же заходят и «темные» суда, а ещё — в порты Болгарии и Германии.

Компании, участвующие в теневых схемах для помощи России в обходе санкций, регулярно выявляются. Так, в апреле 2023 года индийская компания Gatik Ship Management лишилась страховки из-за того, что перевозила нефть из России по ценам выше ценового потолка ($60). Это, в свою очередь, привело к тому, что Gatik Ship Management провела реорганизацию, зарегистрировала новые компании, переведя корабли под другие юрисдикции за пределами Индии, и в результате восстановила свою деятельность. 

Источник — RE:Russia