Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков в интервью «Коммерсанту» рассказал о вызовах и возможностях переориентации российского бизнеса на восток. По словам министра, основная проблема, которая привела к нынешним сложностям, заключается в зависимости большого количества российских предприятий от западных партнеров и недостаток альтернативных каналов поставок.
«К сожалению, многие компании по закону наименьшего сопротивления шли туда, где проще, например, при взаимодействии с европейской компанией финансовые расчеты осуществляли в европейском банке той же страны», отмечает он.
Положительным моментом в нынешней ситуации может стать диверсификация рисков российского бизнеса не только в части технологий и поставок, но и в организации финансовых гарантий.
Вместе с тем, проблема существует и с азиатскими партнерами, которые стараются следовать санкционному режиму и ограничивают сотрудничество с Россией. Однако основываясь на прагматизме и 20-летнем опыте работы со странами Азии, стороны найдут конструктивные форматы взаимодействия, считает Чекунков.
В отношениях с Китаем, публичная часть которых, по мнению министра, опережает их практическое исполнение, новые возможности может представлять создание совместных предприятий (СП). Такие предприятия должны «сочетать сильные стороны каждой из стран — наш богатейший ресурсный потенциал и максимальное создание добавленной стоимости в России, доступ к громадным рынкам Азии, а также доступ к их финансовым рынкам». Чекунков отдельно подчеркивает, что СП не должны привести к замещению российских производителей, как это случилось в 1990-е с приходом в Россию западного капитала.
Особенностью «разворота на Восток» будет и то, что значительная доля поставок будет идти через Арктику в силу ограниченности провозных способностей Восточного полигона и значительного объема торговли. Решением этой проблемы будут крупномасштабные морские перевозки по Северному морскому пути (СМП).
Чекунков напомнил, что на этом направлении уже реализуется значительное количество проектов. Вместе с тем, министр подчеркнул, что многое еще предстоит создать.
«Для обслуживания СМП нужны новые ледоколы, часть из них уже производится, но часть еще не заложена, чтобы эти ледоколы через пять-семь лет вышли на службу, их нужно сегодня уже закладывать. Это инфраструктура портов, аварийно-спасательная инфраструктура — здесь ситуация тоже пока запутанная: у нас несколько ведомств отвечает за спасение на воде. Аварийная связь, коммуникации, покрытие спутниками, прогнозирование ледовой обстановки, гидрометеорология — это все нужно создать».
Для этих целей необходимо дополнительное финансирование, которое Чекунков оценил примерно в 300 млрд руб.
Источник - Коммерсантъ