Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Инфраструктурные ограничения на пути в Азию

Существующие инфраструктурные ограничения не позволяют в полной мере обеспечить спрос на торговлю с Россией у азиатских партнеров. Проблемы есть на всех направлениях: от пропускной способности дорог до кадров. Вместе с тем, решение этих проблем может не только компенсировать снижение торговли на западном направлении, но и стимулировать социально-экономическое развитие восточной части России. К таким выводам приходит эксперт РСМД Иван Зуенко.

Существенное сокращение торговли на западном направлении запустило процесс переориентации экспорта на Восток, что привело к ажиотажному спросу на перевозки через российскую транспортную инфраструктуру и серьезной трансформации логистики. Вопреки ожиданиям, курс рубля укрепился, а покупательная способность россиян существенно не снизилась.

«По некоторым направлениям (например, в сфере покупки на аукционах физлицами подержанных японских автомобилей) из-за выгодного курса рубля спрос значительно превысил показатели допандемийного времени», пишет эксперт.

В результате после нескольких месяцев спада объёмов торговли началось восстановление, а значительная часть перевозок пришлась на транспортную инфраструктуру восточной части страны — порты Дальнего Востока и «восточный полигон» РЖД (Транссиб и БАМ). При этом, проблемы на азиатском направлении существенны, а все элементы транспортной инфраструктуры загружены на 100% и не способны обеспечить запрос на увеличение объемов перевозки.

Различная динамика наблюдается в отношении российских портов. Балтийские порты по итогам первого полугодия 2022 г. столкнулись со снижением контейнерного трафика до 44%, а в Черном и Азовском море - на 9%. Вместе с этим по ряду направлений наоборот наблюдается рост: на арктическом (19%), в Каспийском море (53%) и на Дальнем Востоке (4%). Российские порты на восточном направлении на данный момент загружены полностью. На фоне повышенного спроса открылся ряд новых линий в Индию и Вьетнам, в планах открытие прямых линий в Индонезию, Малайзию и Бангладеш. В нынешней ситуации важной задачей является построение новых портов (ряд проектов уже находится в разработке), а также модернизация существующих.

«Все это требует стратегических решений самого высокого уровня. Фактически речь идет о том, чтобы в ближайшие 10–20 лет построить новые порты по самым современным стандартам», пишет Зуенко.

Другой задачей является модернизация железных дорог, в частности - «восточного полигона». По итогам 2021 года он был загружен на 100%, а из-за существующих инфраструктурных ограничений на этом направлении наблюдается острый дефицит провозной и пропускной мощности. В результате «отдельные категории грузов (прежде всего, уголь) не поступают в порты в тех объемах, которые способны дать производители».

Окончание работ по модернизации «восточного полигона», намеченное на 2035 г., вероятно, не покроет потребностей, которые возникнут к этому сроку. Это дополнительно актуализирует вопрос о необходимости создания новых ЖД-веток.

Отдельно стоит вопрос с обустройством погранпереходов на границе с Китаем, которые оборудованы крайне примитивно и попытки модернизации которых не привели к желаемым результатам. В условиях роста объема трафика через сухопутную границу с КНР, обустройство пограничной инфраструктуры на Дальнем Востоке приобретает стратегическое государственное значение.

Наконец, существующий трубопроводный транспорт не может обеспечить растущий спрос на российские энергоресурсы со стороны Китая. Хотя проработка проекта строительства нового газопровода «Союз-Восток» в дополнение к имеющемуся «Сила Сибири» ведется форсированными темпами, даже этих мощностей будет недостаточно в условиях дальнейшего переформатирования энергетических потоков из Европы в Азию.

Схожая ситуация наблюдается с поставками российской нефти на азиатские рынки. Пропускная способность нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), по которому в основном попадает в Китай российская нефть, весьма ограничена. В результате, Россия вынуждена прибегать к более долгим танкерным перевозкам из балтийских портов и задействовать нефтепроводы через территорию Казахстана.

Источник - РСМД