Меры поддержки перехода на выпуск гражданской продукции обсудили на панельной дискуссии, организованной ПСБ

Панельная дискуссия, организованная Промсвязьбанком в рамках конгресса «Диверсификация ОПК в интересах нацпроектов. Трансформация производственной базы» , прошла 24 августа. Мероприятие было посвящено мерам поддержки перехода на выпуск гражданской продукции. Обсуждались финансовые и административные механизмы, роль государства и экономических субъектов.

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Мероприятие открыл заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии Олег Бочкарев. «Сегодня есть два главных лозунга: делай в России, покупай российское» - заявил он. На реализацию этой политики направлены законодательные инициативы и значительная поддержка государства. «Тот, кто пережил конверсию в девяностых, сегодня очень хорошо вооружен для решения задач диверсификации». Олег Бочкарев вспомнил о том, что тогда военное производство было практически прекращено. Сейчас ничего похожего нет, оборонный заказ уменьшился менее чем на десять процентов, что несравнимо с девяностыми. Однако некоторые рациональные стратегии при решении задач перехода на востребованные сектора гражданского производства, которые были отработаны в конце прошлого века, востребованы и сейчас. Государство сегодня определяет рынки, номенклатуру и потребности и готово создавать приоритетные условия для российского производителя.

Где же брать средства? Готово ли государство и банковская сфера участвовать в финансировании диверсификации оборонных предприятий и какие механизмы поддержки будут задействованы? Этот вопрос прокомментировал замминистра финансов Алексей Моисеев. В частности, он выразил надежду, что «никаких государственных разнарядок в традициях госплана не последует, а предприятия будут сами встраиваться в рыночные реалии и находить незанятые ниши».

Государство сегодня предприняло беспрецедентно решительные действия в целях поддержки ОПК, об этом сообщал ранее заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов. Чтобы решить проблему закредитованности оборонных предприятий, правительством было выделено три четверти триллиона рублей. «Часть этих средств будет направлена на снижение процентных ставок по новым кредитам ОПК,» - уточнил Алексей Моисеев.
По результатам опроса руководителей предприятий ОПК стала очевидна определенная маркетинговая растерянность. Тем, кто привык работать только на гособоронзаказ и десятилетиями производить ограниченную номенклатуру продукции не понятно, что производить, как взаимодействовать с рынком, и на какие средства перестраивать менеджмент и производство.

Председатель ПСБ Петр Фрадков рассказал о методике принятия решения в ситуации рисков, которые неминуемы при запуске рыночных механизмов и проектов на предприятиях, которые традиционно мыслили преимущественно в парадигме гособоонзаказа. «Изначально основной фокус в работе ПСБ, как опорного банка, направлен на бесперебойное сопровождение гособоронзаказа, что в силу санкционных рисков является его ключевой ролью. Вторая задача банка – это кредитование предприятий для реализации гособоронзаказа», – уточнил глава ПСБ.
Сегодня успешная диверсификация стала неотъемлемой составляющей финансовой стабильности оборонных предприятий.

Важный аспект в реализации этой задачи, как отметил Петр Фрадков, – это мотивация предприятий, от которой зависит и их финансовое качество, за которым ПСБ как опорный банк обязан следить. Когда предприятие работает над своей эффективностью, мы можем дешевле кредитовать по гособоронзаказу и предоставлять льготное финансирование под оборотные средства. Любой банк, исходя из финансовых регуляторных нормативов, может поддерживать не все проекты. Для принятия решения по кредитованию гражданских проектов ключевой вопрос – это потенциал спроса. Основные каналы реализации продукции гражданского назначения, выпускаемой предприятиями ОПК, как правило госзакупки на уровне 7% и экспорт 7%, а остальное нестабильно. Такие данные глава ПСБ привел, основываясь на результатах опроса предприятий ОПК, в котором участвовало около трехсот компаний. Без обеспечения гарантированного сбыта на системном уровне не будет и готовности банков финансировать проекты. Это же исследование показало, что 55 % опрошенных предприятий не имеют курирующего заместителя по диверсификации, то есть, по сути, они еще не сформировали четкой стратегии развития в этом русле.

© Журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии»

Партнеры