Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Новая стратегия индустриализации для России

Масштабную программу индустриализации России готовит Минпромторг. Цель министерства — нарастить до 75% долю отечественных компонентов в продукции 10 ключевых отраслей производства. Это следует из проекта стратегии развития обрабатывающей промышленности на период до 2035 года (есть у «Известий»). На реализацию документа только до 2024-го потребуется 3 трлн рублей.

Так, компании должны будут выпустить линейку беспилотников и электромобилей, ежегодно регистрировать не менее 150 отечественных медизделий, увеличить долю российских производителей самолетов и вертолетов на мировом рынке. Однако в Минпромторге признают, что существенно расширить сбыт в условиях пандемии коронавируса, глобального спада потребления и санкций будет крайне сложно.

Импортозамещение

Форсировать переход на отечественную продукцию планируется в 19 секторах. В них вошли тяжелое, энергетическое, нефтегазовое, сельскохозяйственное, пищевое и транспортное машиностроение, производство судов, гражданских самолетов, вертолетов, станков, фармпродукции, медизделий, автомобилей, радиоэлектроники, строительно-дорожной и аэродромной техники, а также химическая, деревообрабатывающая и электротехническая и кабельная, а также легкая промышленность.

В ряде отраслей увеличить долю российских компонентов планируется по крайней мере вдвое. Например, в производстве гражданских самолетов — с нынешних 38 до 75% к 2035 году, станков — с 21 до 46%, фармацевтике — с 30,8 до 65%.

Стратегия Минпромторга предполагает увеличение доли обрабатывающей промышленности в ВВП с 14 до 17%. Для этого потребуется придать ей ускорение: объем выпуска в 2023–2025 годы будет прирастать на 4,5% ежегодно с дальнейшим снижением до 3% в 2031–2035-х. По итогам 2019-го показатель увеличился на 2,3% (2,6% в 2018 году), следует из данных Минэкономразвития. От реализации будет зависеть выполнение поручения президента выйти на темпы роста выше мировых, подчеркивается в документе. В МЭР оперативно не ответили на вопрос, поможет ли стратегия улучшить темпы увеличения ВВП.

Не лучший момент

В Минпромторге признают, что конъюнктура для рывка сложилась не самая благоприятная. Потенциал роста на внутреннем рынке ограничен недостатком оборотных средств и высокой кредитной нагрузкой предприятий, исчерпанием возможностей госзаказа, низкими доходами населения и медленным увеличением инвестиций корпораций.

В таких условиях экспорт должен стать магистральной линией развития обрабатывающей промышленности, однако на глобальном рынке также есть значительные сложности, в Минпромторге уверены. В частности, спад мировой торговли и спроса, который и так был неизбежен, резко ускорился из-за коронавируса, говорится в проекте стратегии. Кроме того, продажам российской продукции препятствуют санкции США и ЕС, экономический национализм государств и так далее.

В сложившихся обстоятельствах невозможно ориентироваться на традиционные товары российского промышленного экспорта, подчеркивается в стратегии Минпромторга. Поэтому в следующие 15 лет планируется сосредоточиться на расширении доли на формирующихся рынках инновационной продукции и новых географических направлениях.

Исходя из этого, установлены и ключевые задачи стратегии: увеличить долю организаций, постоянно внедряющих инновации, до 50% от их общего числа, повысить уровень затрат на внедрение цифровых технологий до 5,1% от валовой добавленной стоимости, а также нарастить экспорт промпродукции до $205 млрд в год.

Стоимость развития с 2020 по 2024 годы — почти 3 трлн рублей, следует из документа. Средства распределены по федеральным госпрограммам. Большая их часть — 2,2 трлн рублей — сосредоточена в программе развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности. В Минфине вопрос о финансировании стратегии перенаправили в Минпромторг.

Среди инструментов поддержки промышленности — субсидирование затрат на науку, создание специальных кластеров, льготное финансирование, протекционизм в рамках нацпроектов, программы подготовки кадров, госзакупки, поддержка потребителей и так далее.

В Минпромторге оперативно не ответили на вопросы о реалистичности стратегии в нынешних условиях и планах вносить в нее поправки. В последний раз эту версию документа обсуждали с бизнесом 27 марта. Кроме этого, «Известия» попросили другие отраслевые министерства и крупные компании оценить документ и зависимость их собственных ключевых показателей от развития обрабатывающей промышленности. В Минтрансе вопросы переадресовали в Минпромторг. Проект стратегии поступал в Минфин России и будет рассмотрен в установленном порядке, сообщили в пресс-службе ведомства.

Задачи, поставленные в документе, во многом созвучны приоритетам, которые обозначил для себя «Ростех» в собственной стратегии развития, рассказали в пресс-службе госкорпорации. Это и увеличение доли гражданского производства, и наращивание производства авиатехники и медицинского оборудования, и рост выручки от высокотехнологичной продукции, и комплексное внедрение «цифры» во всех отраслях. Стратегию в «Ростехе» назвали сложной, но достижимой.

Достижение всех обозначенных в стратегии целей будет зависеть от разработки эффективной дорожной карты ее реализации — с описанием конкретных мер, механизмов и источников финансирования, заявили в пресс-службе «Русала».

Документ наверняка потребует коренной переработки после окончания пандемии, согласился управляющий директор по реализации государственных программ развития и лесной политике Segezha Group Николай Иванов. Новая реальность, норма, которую мы увидим, скорее всего, в конце этого года, потребует других подходов к документам стратегического планирования, уточнил он.

По отраслям

Стратегия развития сгруппирована по 14 направлениям, которые могут включать в себя несколько отраслей. Каждой из них присвоены плановые показатели, которые должны быть достигнуты к 2035 году. Вот основные из них:

  • Авиастроение. Планируется увеличить объем производства на 85% к уровню 2020 года, довести долю гражданской продукции до 42%, нарастить присутствие российских производителей самолетов и вертолетов на мировых рынках до 10,5% и 16,4% соответственно;
  • Судостроение. Рост загрузки мощностей минимум до 80% и увеличение выпуска в 2,2 раза;
  • Электронная промышленность. Рост выручки до 7 трлн рублей и повышение выпуска отрасли в ВВП до 5,1%;
  • Медицина. Увеличение объема производства до 320 млрд рублей и ежегодная регистрация не менее 150 российских медизделий;
  • Фармацевтика. Повышение доли российских инновационных лекарств в общем объеме производства в РФ до 92%.
  • Автомобильная промышленность. Создание новой линейки автомобилей с темпами роста продаж 40–50% в год, в частности, беспилотников и электромобилей;
  • Сельскохозяйственная промышленность. Увеличение доли российских производителей на внутреннем рынке минимум до 80%;
  • Энергомашиностроение. Занять долю глобального рынка в 15%;
  • Станкоинструментальная промышленность. Увеличение доли российской продукции в РФ до 55% или до 82 млрд рублей, обеспечение темпов роста не ниже 15%;
  • Обработка и утилизация отходов. Повысить долю утилизированных либо обезвреженных отходов до 98%;
  • Оборонный комплекс. Нарастить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения до 60% от общего объема.

Беспилотники и экзоскелеты

Тезис о приоритете инновационности продвигается и в отраслевом разрезе. Прорывы планируются по целому ряду сегментов. Например, приоритетные проекты в авиастроении — производство электрических самолетов, беспилотных воздушных систем для связи, мониторинга и транспортировки грузов, скоростных вертолетов, конвертируемых винтокрылых летательных аппаратов. В электронной промышленности нужно сконцентрироваться на беспилотной авиации, нейроинтерфейсах, интеллектуальной энергетике, автоматизированном транспорте, роботехнике и сенсорике, а также на виртуальной реальности.

В медицинской промышленности планируется развивать телемедицину, биомеханику, включая создание экзоскелетов, роботизацию, печать органов на 3D-принтерах для лечения онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний и так далее.

С точки зрения Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ), один из основных недостатков проекта стратегии — это определенная декларативность, сообщил «Известиям» вице-президент объединения Дмитрий Курочкин. В частности, необходимо детализировать данные по зависимости промышленности от зарубежных компонентов. Отечественным производителям нужно понимать, в каких областях есть потенциал импортозамещения.

Это особенно важно для ТПП РФ, поскольку палата удостоверяет российское происхождение продукции. Кроме этого, в стратегии не были отражены вопросы поддержки продвижения товаров на выставках, добавил Дмитрий Курочкин. Это также необходимо предусмотреть, по крайней мере в отношении малых и средних предприятий.

Так или иначе, Минпромторг слышит замечания бизнеса, например, в документ были включены индикаторы, отражающие уровень инновационности российских предприятий, например, доля затрат на внедрение цифровых технологий в валовой добавленной стоимости продукции, заключил вице-президент ТПП.

Документ уже несколько раз дорабатывался за последние месяцы, однако стратегию в любом случае придется актуализировать в будущем, исходя из постпандемических реалий, полагает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Впрочем, принципиальных правок быть не должно: с точки зрения акцентов, концепции самой по себе — планы Минпромторга проработаны совершенно адекватно, добавил он. По его мнению, от реализации стратегии будет зависеть российская экономика в целом: по всей видимости, вклад от продажи энергоресурсов и сырья в ВВП будет снижаться, тогда как обрабатывающая промышленность выйдет на первый план.

Концептуально стратегия правильная, полагает доцент кафедры экономической безопасности РАНХиГС Павел Грибов. Ее реализация может ускорить российский ВВП на 1,5–2 п.п., в том числе за счет инвестиций в импортозамещение. Последние годы показали, что в стране серьезные проблемы с поставкой комплектующих и запчастей для различных отраслей промышленности, пояснил эксперт. По ряду отраслей, например, авиапрому, ключевые активы так или иначе сосредоточены у Ростеха. В значительной степени стратегия может быть реализована в рамках одного холдинга. Впрочем, главной проблемой будет не столько способность отечественных предприятий заместить иностранные комплектующие, сколько их общая конкурентоспособность. Произвести в РФ во многих случаях дешевле, чем в Европе или США, напоминает эксперт. Но по сравнению с продукцией Китая и в целом Азии российская промышленность далеко не всегда лидирует по соотношению цены и качества, резюмировал он.

Текст – Дмитрий Гринкевич, Александр Волобуев

Источник – Известия