Повышение возможностей на внутреннем рынке для отечественных производителей, фактор «российскости» и эффективность Единой информационной системы. Эти три темы стали главными на пленарном заседании «Закупки высокотехнологичной отечественной продукции: опыт субъектов естественных монополий и госкорпораций» в первый день форума-выставки «ГОСЗАКАЗ-2021».
Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!
Модератор заседания президент Московской школы управления «СКОЛКОВО» Андрей Шаронов предупредил, что разговор пойдет не просто о госзакупках, а именно о новациях, введенных в России на законодательном уровне и вступивших в силу с 1 января 2021 года. Главной темой обсуждения стало установление обязательных минимальных долей закупок товаров и услуг российского производства, так называемых национальных квот.
«Правительство последовательно работает над мерами поддержки российского производителя… с целью дать ему шанс на рынке за счет выпуска конкурентоспособной продукции. Изменения в двух федеральных законах еще на этапе формирования вызвали много вопросов и споров. Нас упрекали, что квоты не рыночная мера, что они сродни госплану, что есть опасность наводнить рынок некачественной продукцией. Мы всегда отвечали, что в США подобные меры давно разработаны. Там есть закон: «Покупай американское». И европейцы не чураются прямыми протекционистскими мерами для своего производителя», - объяснил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Оргкомитета Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Юрий Борисов.
Борисов также привел некоторые данные. Так, по словам спикера, ёмкость внутреннего рынка товаров и услуг (в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ) в 2020 году составила 30 трлн рублей. При этом на товары пришлось 8,5 трлн рублей, из них на российские товары – не больше трети. По оценке Борисова, изменения в законодательстве, связанные с введением механизма квотирования в 2021 году, дадут возможность увеличить долю российских производителей в госзакупках.
Долю закупок российских товаров в рамках государственного заказа удалось по сравнению с 2019 годом нарастить с 50% до 85%, - констатировал заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Василий Осьмаков.
Чиновник анонсировал изменения, которые в ближайшие недели будут внесены в закон о квотах: «В рамках подтверждения российскости мы переходим на балльный характер. У производителя будет некий набор баллов, который будет позволять считать его продукцию российской, - предупредил Осьмаков. Представитель Минпромторга добавил, что ведомство ведет постоянную борьбу с теми, кто пытается обойти систему ограничений. «Но благодаря оптимизационному пакету поправок к Закону о закупках мы получим больше инструментов контроля. Требуется дальнейшее развитие ГИС «Промышленность» и ее синхронизация с ЕИС», - поделился Осьмаков.
Генеральный директор Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов категорически высказался за сохранение концепции 223-ФЗ. Именно он позволяет госкорпорации относительно свободно регулировать систему закупок через собственные положения и оперативно реагировать на все изменения в законодательстве. Чемезов выступил против возможного ужесточения закона о закупках, поскольку, например, ужесточение в части отмены квалификационных требований к поставщикам может привести к снижению качества конкуренции.
По словам генерального директора, как поставщик «Ростех» в 2020 году увеличил долю выручки от реализации гражданской продукции до 34%. Лидерами диверсификации внутри Госкорпорации Чемезов назвал ПАО «КАМАЗ», АО «ОДК», ПАО «Объединенная авиационная корпорация», холдинги «Вертолеты России» и «Швабе».
Но новое производство требует финансирования. «У предприятий недостаточно собственных средств для запуска диверсифицированной продукции в серию, а гражданские проекты ОПК не особенно привлекательны для частных инвесторов. Решением проблем мог бы стать механизм гарантированного заказа», - уверен руководитель «Ростеха».
Генеральный директор АО «Концерн ВКО Алмаз-Антей» Ян Новиков напомнил собравшимся, как проходила диверсификация в 90-х:
«В 2003-м году мы еще производили на Кировском ракетном заводе последние детские коляски. А переходили чаще всего на изготовление скобяных изделий, сковородок…» Поэтому теперь руководством концерна принято решение производить только высокотехнологичную продукцию, самим проводить опытно-конструкторские работы и становиться владельцами конструкторской документации и оценивать возможность выхода проектов на уровень мировых лидеров. Сегодня доля гражданской продукция «Алмаз-Антея» составляет всего 5%, работа ведется по шести направлением, среди которых связь, ЖКХ, промышленные технологии, медицина, транспорт и ТЭК.
Петр Фрадков, председатель ПСБ, член бюро центрального совета ООО «СоюзМаш России», куратор Чувашского регионального отделения ООО «СоюзМаш России» отметил, что ПСБ – опорный банк оборонно-промышленного комплекса, но несмотря на то, что в этом качестве основным профилем банка деятельности является банковское сопровождение государственного оборонного заказа, «Промсвязьбанк» активно включается в систему госзаказа в гражданском сегменте.
«С точки зрения банковского бизнеса это абсолютно конкурентная сфера, и важно предоставлять продукты, которые нужны участникам рынка. Те проекты диверсификации, с которыми мы сталкиваемся, регулярно требуют льготных условий финансирования. Часто отсутствуют залоги, другие элементы из-за которых нормативы Центрального банка не позволяют финансировать проект. И, раз речь идет о национальной программе диверсификации, необходимы дополнительные решения», - предполагает Фрадков.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе обратилась с призывом к пользователям Единой информационной системы (ЕИС):
«Заказчики, пожалуйста, соблюдайте требования по внесению данных в реестры. Поставщики и подрядчики, обратите внимание на процентовки. Нам нужна обратная связь – достижимы ли они. Мы ведь руководствовались предварительным анализом, а реальной информацией будем обладать только по истечении года». Пока казначейству не хватает данных, готовы ли предприятия обеспечить «российскостью» действующие квоты. Хотя система цифрового контроля ЕИС уже позволяет ежедневно отслеживать все процессы в российской промышленности.
«Реализация закона невозможна без внедрения цифровой платформы, - подтвердил Юрий Борисов. – Он требует мониторинга ситуации на торговых площадках всех уровней в реальном времени. И регулятор, назначая квоты на следующий год, должен пользоваться статистикой единой системы».
Заместитель председатель правительства признал, что механизм гарантированного заказа, о котором говорил Сергей Чемезов, может привести к возникновению монополии. «Но в условиях импортозамещения есть ниши, где гарантированным заказом необходимо пользоваться. - объяснил Борисов. - Чем быстрее мы обезопасим себя на критических направлениях, тем устойчивее будем к внешним санкциям».