Евросоюз дал старт амбициозному проекту по разработке нового основного боевого танка MARTE. Германия, несмотря на участие в других танковых инициативах, берет на себя ведущую роль, тогда как Франция дистанцируется, делая ставку на собственные программы. О будущем проекта редакция НОЗС пообщалась с экспертами ИМЭМО РАН и ИМВЭС НИУ ВШЭ.
В ЕС официально дали старт проекту MARTE (Main ARmoured Tank of Europe), направленного на разработку европейского основного боевого танка (ОБТ). Инициатива координируется компанией MARTE ARGE — совместным предприятием KNDS Deutschland и Rheinmetall Landsysteme.
Европейская комиссия выделила проекту MARTE грант в размере примерно €20 млн из Европейского оборонного фонда (EDF). Инициативу поддержали министерства обороны 11 государств-членов ЕС, а также Норвегия, при этом ведущую роль в ней играет минобороны Германии.
«Ведущая роль ФРГ в проекте логична и ожидаема. Германия — страна с наиболее развитой бронетанковой промышленностью в Европейском Союзе. В настоящий момент в ЕС только немцы имеют полный цикл производства ОБТ. «Леопард-2», несмотря на ряд слабых мест, — по-прежнему востребован. Да, теоретически, к ведущей роли в проекте могли бы стремиться французы, но они не участвуют в разработке», — объясняет роль ФРГ в проекте научный сотрудник Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН, Мария Хорольская

Фото: Leopard 2A8, Meumeu03
В консорциум входит 51 организация, включая крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские институты, малый и средний бизнес. Из них можно выделить пять ведущих компаний — KNDS Deutschland, Rheinmetall Landsysteme, Leonardo, Indra Sistemas и SAAB, — каждая из которых будет отвечать за различные аспекты проекта.
«MARTE представляет собой проект в области НИОКР с ограниченным бюджетом сроком на два года. Если работа будет продолжена, то прототип европейского ОБТ ожидают к середине 2030-х годов», — указывает директор Центра военно-экономических исследований ИМВЭС НИУ ВШЭ Прохор Тебин.
Несмотря на неоспоримое лидерство ФРГ в проекте, участие страны в нем неизбежно поднимает вопрос целесообразности. Зачем Берлину, уже вовлеченному в параллельную разработку других ОБТ (например, франко-немецкого MGCS, о котором НОЗС писал ранее, а также танка Panther KF51, за который отвечает Rheinmetall), вовлекаться в еще одну программу?
«Многочисленность «танковых инициатив» ФРГ действительно вызывает удивление. Однако, видимо, немецкие концерны решили, что танк нового поколения необходим, а разработка MGCS идет с трудом и очень медленно. Возможно, поэтому было принято решение запустить еще один проект с заинтересованными сторонами из других европейских стран. Вообще, новость о том, что Германия подписала соглашение с Испанией, Италией и Швецией о разработке нового танка, появилась в СМИ еще в 2023 году», — объясняет Мария Хорольская.

Фото: Panther KF51, Rheinmetall
На сложности в реализации проекта MGCS указывает и Прохор Тебин. По словам эксперта, инициатива реализуется крайне медленно, что связано с конкуренцией между французской и немецкой стороной, а также компаниями из Германии (в 2019 году к проекту присоединился Rheinmetall, что привело к соперничеству с немецким подразделением KNDS, изначально участвовавшим в разработке).
В то время как Германия решила придерживаться мультизадачности и участвовать в разнообразных проектах ОБТ, Франция, похоже, делает ставку на совместный с ФРГ проект: в разработке европейского MARTE Париж не участвует.
«Действительно, Франция делает ставку на MGCS. Однако параллельно с этим французы курируют другую инициативу – FMBTech – которая также получает поддержку Европейского оборонного фонда. FMBTech предполагает разработку модульных технологических решений для модернизации уже существующих танков и создание полностью новой платформы пятого поколения. Думаю, что французская сторона планирует использовать технологические наработки для модернизации Leclerc», — уточнила мотивы Парижа Мария Хорольская.

Фото: Leclerc на параде в честь Дня взятия Бастилии в Париже, 2014 год; Pierre-Yves Beaudouin
Несмотря на игнорирование проекта Францией, в инициативе MARTE участвует значительное число других стран и более пяти десятков компаний. Такая ситуация может иметь разные последствия. С одной стороны, большое число участников значительно усложняет координацию и может привести к значительным трудностям в ходе разработки. С другой, многочисленные компании могут внести значительный вклад в развитие европейского ОБТ, объединив имеющийся опыт.
«Можно предположить, что привлечение такого широкого круга небольших предприятий-участников обусловлено несколькими факторами. Во-первых, технологическими: в ФРГ даже национальные проекты осуществляются не одним концерном. Так, RENK, которая есть в списке MARTE, например, производит трансмиссию и для «Леопардов». Во-вторых, политическими: проект должен олицетворять сближение европейской оборонной промышленности и движение к европейскому ВПК. В-третьих, экономическими: больший круг стран-участниц может способствовать тому, что они в будущем станут покупателями ОБТ», — объясняет многочисленность участников проекта Мария Хорольская.
Несмотря на имеющиеся преимущества, эксперт указывает, что масштабность проекта и большое количество контрагентов скорее могут стать препятствием, привести к задержкам и удорожанию разработки. «У MARTE есть только одно преимущество по сравнению с MGCS – одна страна-координатор – в то время как во франко-германском проекте паритетное участие в разработке двух стран приводило к долгим спорам о том, кто будет ответственен за задачу. Поэтому MARTE представляет собой интересный проект, однако говорить о его успехе еще рано», — считает Мария Хорольская.
На то же преимущество в виде отсутствия конкуренции при распределении работ и формировании требований к итоговому продукту указывает и Прохор Тебин. По его мнению, многочисленность участников проекта может привести к сложностям, однако в подобных инициативах кооперация различных государств и компаний всегда обширна. Несмотря на это, эксперт считает, что важным препятствием на пути реализации задуманного может стать ограниченный бюджет. Эта трудность, однако, может быть преодолена за счет того, что ЕС официально взял курс на увеличение взаимодействия и совместные разработки в оборонной сфере.
Источник: Rheinmetall