В Германии на 23 февраля запланированы внеочередные выборы в бундестаг. Ключевыми темами электоральной кампании выступают миграция и экономическая политика, однако с точки зрения международной обстановки не менее важным сюжетом представляется оборонная политика страны. В этой области политики строят наполеоновские планы, однако далеко не все из них удастся реализовать.
В феврале 2022 года канцлер Олаф Шольц заявил о «поворотном моменте» в немецкой внешней политике и политике безопасности, подразумевая, что Германия должна отойти от свойственной ей «сдержанности» в военных вопросах и выступить лидером в защите Европейского союза (ЕС) от надвигающихся угроз.
На деле все оказалось не так просто. Боеготовность немецкой армии сейчас даже ниже, чем в 2022 году, пишет Reuters. По данным агентства, даже если власти страны увеличат расходы на оборону, Германия еще долгие годы будет испытывать трудности в оборонной сфере, в частности из-за нехватки средств противовоздушной обороны, артиллерии и личного состава.
В этой ситуации кандидаты на пост канцлера выступали разнообразными заявлениями по вопросу того, как должна развиваться оборонная политика страны в будущем. Что обещают немецкие политики и возможно ли будет это выполнить? Об этом поговорили c научным сотрудником Отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Марией Хорольской.
ХДС/ХСС
Христианско-демократический союз, выступающий в блоке Христианско-социальным союзом, ставит перед собой несколько ключевых задач в области обороны и безопасности. Во-первых, партии намерены укрепить обороноспособность Европы, сохраняя при этом её тесную интеграцию в структуры НАТО. Во-вторых, они предлагают поддерживать оборонные расходы на уровне не менее 2% от ВВП. В-третьих, ХДС/ХСС выступают за постепенное возвращение обязательной воинской службы, отменённой в 2011 году.
Вдобавок к этому партии планируют развивать единый рынок оборонной продукции в ЕС с общими правилами экспорта, а также упростить и оптимизировать процессы закупок вооружений внутри самой Германии. Кроме того, кандидат от ХДС/ХСС Фридрих Мерц поддерживает поставки Украине крылатых ракет Taurus.
СДПГ
Социал-демократическая партия (СДПГ) выступает с более сдержанными планами. СДПГ, так же, как и ХДС, выступает за поддержание оборонных расходов на уровне 2% от ВВП, а также за необходимость развивать совместные оборонные закупки в Европейской союзе и повышать оперативную совместимость вооруженных сил стран блока посредством совместных учений и стандартизации подготовки.
Позиции социал-демократов, однако, расходятся с ХДС/ХСС в вопросе поддержки Украины. Пока еще действующий канцлер Олаф Шольц считает, что военная помощь Украине должна осуществляться с осторожностью, чтобы Германия не стала стороной конфликта с Россией, и исключает поставки ракет Taurus. Тем не менее, он все еще выступает за военную, финансовую и гуманитарную поддержку Киева, в том числе в рамках выполнения обязательств в рамках двустороннего соглашения о безопасности, подписанного Германией и Украиной в 2024 году.

Канцлер Олаф Шольц и министр обороны Борис Писториус в пути на базу бундесвера в Шлезвиг-Гольштейне (Источник: Bundesregierung/Steffen Kugler)
Союз 90/Зелёные
«Зелёные» выступают за усиление ответственности Германии и Европы за собственную безопасность. Партия предлагает поднять оборонные расходы выше уровня в 2% от ВВП, в том числе за счёт государственных заимствований. Кандидат от этой партии Роберт Хабек, например, ранее озвучивал цифру в 3,5%.
При этом «Зеленые» поддерживают добровольную военную службу и стремятся к оптимизации европейской обороны через совместную разработку, производство и закупку вооружений. Кроме того, партия выступает за поставки Украине ракет Taurus, хотя в ее предвыборной программе это напрямую не зафиксировано.
СвДП
Свободная демократическая партия (СвДП), как и остальные, выступает за усиление ответственности Германии и ЕС за собственную безопасность. СвДП поддерживает увеличение оборонных расходов до уровня не менее 2% от ВВП и рассматривает их дальнейший рост как возможную перспективу, если все члены НАТО согласуют новый общий показатель. Предвыборная программа партии содержит прямой призыв к поставке Украине крылатых ракет Taurus.
Помимо прочего, СвДП ставит целью сделать немецкий бундесвер сильнейшей армией в Европе посредством наращивания финансирования, снабжения продвинутым техническим оснащением и обеспечения привлекательных зарплат и льгот для военнослужащих. При этом партия отвергает возвращение всеобщей воинской повинности, выступая за профессиональную добровольную армию, но поддерживает ведение национальной базы данных граждан (мужчин и женщин), годных к военной службе.
АдГ
Альтернатива для Германии (АдГ) делает акцент на приоритете национального суверенитета над централизацией в рамках Европейского союза. Она предлагает вернуть обязательную военную службу и управлять немецкой армией на основе традиций и «немецких ценностей». Партия выступает за немедленное снятие санкций с России и прекращение поставок вооружений Украине. АдГ поддерживает сохранение Украины как нейтрального государства, не входящего в ЕС и НАТО, и отвергает дальнейшее расширение этих организаций на восток.
ССВ
Союз Сары Вагенкнехт (ССВ) выступает против выполнения Германией целевого показателя НАТО в 2% от ВВП. Она отвергает использование специальных фондов или дополнительных государственных заимствований для финансирования армии и не поддерживает возвращение воинской повинности. Партия призывает к немедленному прекращению огня на Украине без предварительных условий и к прекращению использования налоговых средств для поставок оружия Киеву. ССВ отвергает применение военной силы для решения конфликтов и предлагает создать европейскую структуру безопасности с участием России. Кроме того, партия выступает за прекращение размещения ядерного оружия на территории Германии.
Почему все так плохо?
Бундесверу не привыкать существовать в тяжелых условиях. С самого окончания холодной войны немецкая армия подвергалась сокращениям: как финансовым, так и кадровым. Берлин мог закрывать глаза на существовавшую ситуацию ровно столько, сколько это позволяла делать стратегическая обстановка. В 2022 году ситуация кардинальным образом изменилась, политики и военные обнаружили, что бундесвер оказался совсем не готов к масштабным конфликтам современности. В попытках компенсировать недофинансирования прошлого, Олаф Шольц в 2022 году объявил о «специальном фонде» на нужды вооруженных сил в размере 100 млрд.
«После окончания холодной войны бундесвер долго сталкивался с недофинансированием. Порой в этом винят Урсулу фон дер Ляйен, но серьезнейшее урезания расходов пришлись на период Карла-Теодора цу Гуттенберга и отчасти Томаса де Мезьера. Соответственно, накопившиеся за такой срок проблемы нельзя решить единовременным вливанием денег. Более того и у бундесвера, и у немецкого ОПК пока нет уверенности в том, что высокий уровень финансирования сохранится на достаточно долгий срок. Не менее сложно за короткий период времени разрешить все бюрократические трудности», - считает Мария Хорольская.
Эксперт отмечает, что не менее важной проблемой выступает нехватка личного состава, что связано с объективными трудностями в виде нехватки рабочей силы и старения населения. По ее оценкам, в условиях повышенного спроса на работников юного возраста, многие молодые люди предпочитают трудоустройство в частный или государственный сектор, но не бундесвер.

Канцлер Олаф Шольца на церемонии ввода в эксплуатацию первой системы ПВО бундесвера IRIS-T SLM (Фото: Bundesregierung/Steffen Kugler)
С момента прихода на пост министра обороны Борис Писториус предпринимал значительные попытки по возвращению всеобщей воинской повинности, однако дальше проведения исследований различных вариантов реализации такого плана и его обсуждений этот процесс не ушел и в итоге «забуксовал». Обернуть вспять последствия реформы по отмене всеобщего воинского призыва, проведенной в 2011 году, пока что не представляется возможным.
«Возвращение всеобщего призыва пока представляется маловероятным. Во-первых, это вызовет недовольство избирателей. Во-вторых, как отмечалось выше, бизнесу рабочие руки нужны не меньше, чем бундесверу. В-третьих, бундесвер пока сталкивается с нехваткой инфраструктуры для размещения», - считает эксперт.
Хорольская отмечает, что инициатива Бориса Писториуса по проведению обязательного анкетирования граждан, которым исполнилось 18 лет, об уровне их физической подготовки, теоретически может быть реализована, но маловероятно, что это приведет к масштабному увеличению желающих вступить в ряды немецкой армии.
Продолжая держать планку
В вопросе заверений партий о планах поддерживать оборонные расходы на уровне 2% и даже выше ситуация обстоит не менее проблематично. Эксперт отмечает, что в бюджетных планах Германии на 5 лет прописан объем военного бюджета, примерно равный 2% от ВВП. К тому же, добавляет она, новая администрация США, вероятно, поспособствует тому, что расходы на оборону не снизятся, что связано как требованиями Трампа, так и сомнениями европейцев в американских гарантиях.
«Увеличатся ли расходы на оборону – более сложный вопрос. Уверена, что ФРГ не пойдет на требования Трампа повысить оборонный бюджет до 5% ВВП. Что касается 3%, думаю, что если внешнеполитическая ситуация для Германии не ухудшится, то Берлин будет избегать и подобного роста. Новое правительство столкнется с множеством задач, важнейшей из которых будет поддержка экономики. Вне зависимости от того, какое решение примет новая коалиция – снижение налогов или стимулирование инвестиций – на это понадобятся средства. Ухудшение внешнеполитических условий может повести за собой рост бюджета», - оценила перспективы увеличения оборонного бюджета ФРГ выше 2% ВВП Мария Хорольская.

Основной боевой танк Leopard 2A8
Одним из самых серьезных препятствий на пути увеличения немецкого оборонного бюджета выступает правило «долгового тормоза». Оно представляет собой законодательное ограничение, которое запрещает федеральному правительству превышать установленные лимиты по государственным заимствованиям. Споры о финансовой политике стали одной из основных причин распада в Германии правящей коалиции в ноябре 2024 года и выступают одной из ключевых тем электоральной кампании перед предстоящими 23 февраля выборами в бундестаг.
Перспективы реформы «долгового тормоза» пока что остаются туманными, однако существуют иные пути увеличения финансирования военных нужд.
«В случае серьезных внешнеполитических рисков Бундестаг может принять решение о чрезвычайной ситуации, что позволит обойти «долговой тормоз». За этим последует вливание средств в бундесвер», - считает Хорольская.
Однако и в этом случае перспективы развития немецкого оборонно-промышленного комплекса остаются неясными. По мнению эксперта, в этом вопросе все будет зависеть, в первую очередь, от того, какие вооружения и военную технику решать закупать власти Германии – американского или же собственного производства.
На текущий момент Берлин, похоже, предпочел первый вариант. В рамках продвигаемой им инициативы The European Sky Shield Initiative странам предлагается совместно приобретать средства ПВО американского и израильского производства, из-за чего Германия уже не раз вступала в перепалки с Францией и некоторыми другими странами выступающими против этого проекта и призывающими ЕС уделить больше внимания оборонной продукции собственного производства.
Источник – Reuters
Фото: Bundeswehr/Michel Baldus; Bundesregierung/Steffen Kugler.