По сведениям источника в военно-промышленном комплексе ремонт и модернизация единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" должны начаться в середине 2017 года и завершиться в 2020 году.
Крупномасштабный ремонт и модернизация единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов" изначально планировалось начать в 2012 году. К тому моменту авианосец был в значительной степени "изношен" - сказывалось практически полное отсутствие финансирования в 1990-х годах на должное поддержание технического состояния авианосца и инфраструктуры базирования корабля. Однако резкое ухудшение военно-политической обстановки в мире и особенно на Ближнем Востоке требовало наличия авианосцы в "активном составе" флота и присутствия его в Средиземном море с целью обеспечения интересов России. Из-за этого постановка авианосца на крупномасштабный ремонт и модернизацию постоянно откладывалась, а авианосец проходил лишь ремонты по восстановлению технической готовности. Последний крупный ремонт по восстановлению технической готовности, "Кузнецов" завершил в начале лета 2016 года и после испытаний отправился в боевой поход к берегам Сирии.
После похода вопрос о необходимости ремонта и модернизации авианосца уже не ставился. Как стало известно со слов источников в военном ведомстве принципиальное решение о начале крупномасштабного ремонта и модернизации уже принято. Ремонт будет осуществляться на судоремонтном заводе "Звёздочка", а в настоящий момент идёт проработка всех деталей модернизации и готовится подписание контракта на ремонт авианосца, сумма которого оценивается приблизительно в 20 миллиардов рублей. Со слов данного источника можно попытаться сделать определённые выводы о конкретных объёмах модернизации корабля.
Изначально планы модернизации предполагали тотальную реконструкцию всего авианосца, в ходе которой от "нынешнего" "Кузнецова" остался бы только корпус. В СМИ неоднократно озвучивались планы о замене всей главной энергетической установки (ГЭУ) на ядерную, демонтаже отсека с подпалубными пусковыми установками противокорабельных крылатых ракет "Гранит" (на авианосце их насчитывается 12), находящихся в носовой части корабля под полётной палубой и расширении за счёт этого ангара. Помимо этого предполагалось и полное обновление всего радиотехнического и электронного оборудования корабля. Однако, первые сообщения от источников в военном ведомстве, свидетельствуют что ремонт и модернизация корабля будет гораздо менее "радикальной". В частности, совершенно не планируется замена силовой установки, вместо этого будет произведён капитальный ремонт существующей котлотурбинной ГЭУ - из 8 имеющихся котлов половина пройдёт капитальный ремонт, а ещё 4 будут полностью заменены. Также не планируется и расширение авиакрыла. К моменту завершения ремонта и модернизации корабля оно составит, по всей видимости, как ранее планировалось эскадрилью (12 самолётов) тяжёлых истребителей Су-33, 2 эскадрильи лёгких истребителей МиГ-29К, а также порядка 15-20 вертолётов - противолодочных Ка-27, вертолётов дальнего радиолокационного дозора Ка-31, а также возможно включение в состав авиагруппы "Кузнецова" палубных штурмовых вертолётов Ка-52К. Скорее всего ввиду отсутствие планов расширения авиакрыла, не будет проводится и расширение ангара авианосца. В сущности, расширение ангара и не требуется - практически весь состав даже перспективной авиагруппы можно разместить в существующем ангаре и на штатных палубных стоянках.
Сообщается также, что в ходе ремонта и модернизации будут полностью обновлены системы радиотехнического вооружения корабля, системы связи и навигации, системы обеспечения действий палубной авиации, боевая-информационно управляющая система и т.д. О замене вооружения "Кузнецова" не сообщается, но можно предположить, что в ходе модернизации он получит перспективные зенитно-ракетные комплексы "Тор-М" вместо существующих ЗРК "Кинжал" и зенитные пушечно-ракетные комплексы (ЗПРК) "Панцирь-М" (морской вариант ЗРК "Панцирь-С") вместо имеющихся ЗПРК "Каштан", что существенно расширит возможности самообороны корабля (которые впрочем и сейчас немалые). Стоит заметить, что начало серийного производства "Панцирей-М" и "Тор-М" ожидается в ближайшие два года, а принятие на вооружение "Панциря-М" и вовсе ожидается уже к концу 2017 года. При этом планы оснащения данными комплексами "Кузнецова" озвучивались ранее в Министерстве Обороны.
Отказ от "радикальной" модернизации авианосца по всей видимости объясняется следующими причинами. Во-первых, желанием Министерства Обороны в условиях крайне нестабильной военно-политической обстановки в мире получить "обновлённый" авианосец как можно скорее. Так к примеру, срок реализации "радикальной" модернизации авианосца оценивался по самым оптимистичным оценкам в 5 лет, но в реальности они наверняка бы составили гораздо больший срок. Замена силовой установки и расширение ангара потребовали полного перепроектирования авианосца, фактически полной его разборки "до основания" и дальнейшей перестройкой всего корабля. Во-вторых, в таком случае стоимость модернизации "Кузнецова" наверняка была бы сопоставима с постройкой нового авианосца.
Озвученный вариант модернизации "Кузнецова" едва ли повлияет в худшую сторону на эффективность корабля и однозначно позволит привести его в состоянии 100% боеготовности, избавит от "хронической болезни" главной энергоустановки, позволяя развивать штатные характеристики.
Ремонт и модернизация "Адмирала Кузнецова" позволит сформировать на Северном флоте фактически полноценную авианосную группу, и возможности такого соединения будут существенно превосходить совокупные возможности Северного флота в настоящий момент. К 2020 году, когда планируется завершить модернизацию "Кузнецова" должен вступить в строй и модернизированный тяжёлый атомный ракетный крейсер "Нахимов", которой будет представлять собой настоящий "ракетный дредноут" 21 века. К тому же моменту скорее всего в составе Северного флота будут и два новейших фрегаты проекта 22350 - "Адмирал Горшков" и "Адмирал Касатонов". И когда "Кузнецов" во главе такой корабельной группы отправится в новый дальний поход, едва ли у кого-то на Западе останутся сомнения в мощи и боеспособности российского флота.
Павел Румянцев
По материалам "ТАСС"