Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Российские нефтекомпании пойдут по проверенным тропам

Российские нефтекомпании собираются вернуться к перевозке нефти на восток по железной дороге в связи с грядущими санкциями ЕС. С момента запуска нефтепровода ВСТО-2 этот способ доставки не использовался, однако сейчас нефтепровод полностью загружен.

 

 

«Транснефтепродукт» (структура «Транснефти» ) 25 сентября отправил по железной дороге в порт Козьмино пробную партию нефти, принадлежащей «Газпром нефти», объемом 4,4 тыс. тонн, сообщает Коммерсантъ. Сырье ушло со станции Зуй в Иркутской области.

Железнодорожные маршруты, идущие через иркутские Зуй и Мегет, а также от Сковородино в направлении Китая или порта Козьмино, активно использовались нефтекомпаниями до 2015 года, но после запуска второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО-2) перевозки нефти по железной дороге были прекращены в связи со значительно более низкой стоимостью трубопроводной доставки.

В результате железнодорожные станции на маршруте ВСТО, через которые ранее шли до 15 млн тонн нефти в год, стали не востребованы и были частично законсервированы.

Однако за последние несколько месяцев часть мощностей вернулась к работе, в частности станция Грузовая, обслуживающая порт Козьмино. Это связано с нехваткой трубопроводных мощностей. Рост поставок в Азию на фоне снижения их в Европу привел к тому, что система ВСТО работает на максимальной мощности. В августе экспорт трубопроводной нефти из порта Козьмино достиг рекордных 887 тыс. баррелей в сутки (3,71 млн тонн). Летом «Транснефть» увеличила пропускную способность ВСТО-2 Козьмино с помощью специальных противотурбулентных присадок, что позволит прокачивать дополнительные 7 млн тонн в год. Эксперты, однако, называю такие оценки излишне оптимистичными.

С 5 декабря начнет действовать запрет на морские перевозки российской нефти, а с 5 февраля 2023 года запрет на экспорт нефтепродуктов, которые согласовал Евросоюз и страны Большой семерки. Санкции существенно увеличат для российских нефтекомпаний стоимость фрахта танкеров и страхования грузов. Поэтому для некоторых объемов, которые и так планируется экспортировать в Китай, перевозка по железной дороге может стать более выгодной, чем вариант с отгрузкой в танкер на Балтике и последующим 40-дневным вояжем вокруг Евразии.

Потенциальный объем поставок нефти в Козьмино по железной дороге оценивается в 7 млн тонн в год, однако достижению такого уровня отгрузок могут мешать отсутствие скидок от ОАО РЖД, высокая загруженность Восточного полигона, а также нехватка цистерн для перевозки нефти. Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков дает более скромную оценку предельного объем отправок нефти в Козьмино по железной дороге — в 4 млн тонн.

Источник - Коммерсантъ