Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Судостроительный завод “Вымпел” достроит две “Молнии” для ВМФ России

Как стало известно, между Министерством Обороны России и рыбинским судостроительным заводом "Вымпел" был подписан контракт на достройку и модернизацию двух имеющихся на заводе недостроенных ракетных катеров проекта 12418 "Молния".

Ракетные катера проекта 1241 "Молния" составляют основу "москитных сил" российского флота. Данные катера строились массовой серией с 1979 года - всего было построено порядка 80 единиц, из которых для ВМФ СССР до распада Советского Союза был построен 41 катер, остальные были построены для стран Варшавского договора и других стран-союзников СССР.  

"Молнии" строились в нескольких модификациях, основными из которых были проект 1241-Т и 12417 (построен в единичном экземпляре) и экспортная модификация пр. 1241РЭ - все они в качестве основного ударного вооружения оснащались противокорабельными крылатыми ракетами (ПКР) П-20 "Термит", а также проект 12411. Катера проекта 12411, составляющие более 75% "Молний" российского флота оснащены исключительно мощным ударным вооружением из 4 сверхзвуковых ПКР П-270 "Москит".

Помимо противокорабельных ракет, вооружение катеров состоит из 76-мм универсальной артустановки АК-176 и две 6-ствольных 30-мм зенитных автомата АК-630. Дополнительно, на борту катера имеется 4 переносных зенитно-ракетных комплексов "Стрела". 

В настоящий момент в ВМФ России числится 6 катеров проектов 1241 и 12417 - по 2 в составе Балтийского и Черноморского флота, 1 в составе Тихоокеанского флота и один в составе Каспийской флотилии, а также 19 катеров проекта 12441 - 10 в составе Тихоокеанского флота, 5 в составе Черноморского и 4 - в составе Балтийского.

После распада СССР был разработан новый экспортный вариант "Молнии" - пр. 11418, имеющих 16 современных лёгких ПКР Х-35. Катера данной модификации строились для Вьетнама, Египта и Туркмении. Ещё 2 недостроенных катера (заводские номера 01301 и 01302), в высокой степени готовности остаются на судостроительном заводе "Вымпел" - они строились в начале 1990-х годов для иностранного заказчика, однако контракт был аннулирован. 

Теперь же, Министерством Обороны приняло решение достроить данные катера. Однако в ходе достройки они пройдут и существенную модернизацию. Основными аспектами модернизации данных комплексов станут:

  • Оснащение катеров ракетным комплексом "Уран" с 16 новейшими лёгкими ПКР Х-35У с дальностью полёта до 260 км. 
  • Установка вместо зенитных автоматов АК-630 новейшего корабельного зенитного пушечно-ракетного комплекса "Панцирь-М".
  • Замена всех систем связи и навигации на современные. Будет заменена также большая часть электронных систем корабля, что благодаря существенно меньшим массо-габаритным характеристикам современной электроники позволит высвободить значительную часть внутреннего пространства корабля и улучшить условия обитаемости.

Сообщается, также, что достраиваемые катера будут оснащены РЛС с активной фазированной антенной решёткой. Вероятно, речь идёт о замене загоризонтной РЛС целеуказания "Гарпун", которыми оснащаются "Молнии". Вполне возможно, что катера получат и новые комплексы радиоэлектронной борьбы. 

Таким образом, боевые возможности новых "Молний" существенно возрастут. Они будут иметь возможность создать плотный залп из 16 ПКР Х-35У. Несмотря на то, что такие дозвуковые ПКР не представляют больших сложностей для современных корабельных ЗРК. Однако, с учётом того, что данным катерам предстоит служить в Черноморском регионе, столь плотный залп способен эффективно "пробить" ПВО не только одиночных кораблей, но и целых корабельных соединений флотов потенциальных противников России в данном регионе. 

Если существующие "Молнии" имеют очень низкую боевую устойчивость в зонах, не прикрытых авиацией или средствами ПВО, то новые, благодаря установке "Панциря-М" вполне могут постоять за себя и отразить удар даже нескольких одновременно атакующих дозвуковых ПКР, а также эффективно бороться с авиацией противника.

Предварительный срок передачи модернизированного катера с заводским номером 01301 назначен на 25 ноября 2018 года, а 01302 - на ноябрь 2019 года. Будут ли данные сроки "корректироваться" - покажет время и зависит это в первую очередь от готовности и своевременной поставки для этих кораблей "Панциря-М". 

Один из новых катеров будет служить в составе Черноморского флота, а другой - в Каспийской флотилии. Несмотря на свой "маленький" класс, эти корабли существенно усилят ударный потенциал ВМФ России на указанных направлениях.

Павел Румянцев

"Новый Оборонный Заказ. Стратегии"  

 

Партнеры