Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ЦЦИ: Россия теряет позиции на мировом рынке угля

На долю российских экспортеров угля приходятся менее 14,6% от мировых поставок, в 2021 году этот показатель составлял 17,1%. Такие значения со ссылкой на подсчеты Центра ценовых индексов (ЦЦИ) приводит Коммерсантъ. Причиной для сокращения доли России в условиях восстановления мирового экспорта становится рост логистических издержек, которые препятствуют стабильному поддержанию уровня цен.

Согласно подсчетам экспертов, крупнейшие производители угля значительно нарастили добычу, что привело к восстановлению мирового экспорта после существенного снижения в 2020 году. Однако доля России после стабильного роста с 10,5% до 17,1% за период 2013-2017 годов в 2024 году сократилась до менее чем 14,6%. При этом эксперты ожидают, что российская доля продолжит сокращаться на фоне падения цен на мировом рынке.

Эксперты ЦЦИ отмечают необычность сложившегося тренда, поскольку российские экспортеры ранее демонстрировали устойчивость к снижению стоимости угля из-за низких производственных издержек. Однако ключевой проблемой в новых условиях стали высокие затраты на логистику. Так, по подсчетам ЦЦИ, доля логистики в цене кузбасского энергетического угля на базисе FOB Дальний Восток в апреле превысила 50%, а цена экспортного паритета при поставке из Кузбасса FOB Тамань в направлении Турции стала отрицательной.

Возникновению сложностей на мировом рынке угля способствуют и его крупнейшие покупатели – Китай и Индия. В этих странах растет собственное потребление. Так, Китай значительно нарастил добычу угля в стране для обеспечения собственной энергетической безопасности, сократив закупки у зарубежных партнеров. Индия за последние три года также нарастила добычу угля до 997 млн тонн – относительный прирост составил 39,2%.

В сложившихся обстоятельствах отраслевые эксперты не видят предпосылок к восстановлению и росту доли российского угля на мировом рынке. К этому приводит ряд причин – ранее порты и железная дорога шли на значительные уступки поставщикам угля, поскольку их потеря повлекла бы за собой значительные убытки, однако по мере постепенного сокращения поставок доля угольщиков в структуре доходов портов и ж/д значительно сократилась и была замещена. Вследствие этого угольщики лишились ряда преференций, и логистика стала дороже. Еще один фактор – поведение потребителей российского угля. Видя сложившуюся ситуацию с экспортом, ключевые потребители требуют и получают лучшие для себя условия, в том числе и дисконты.

К выходу из сложившегося положения, по мнению экспертов, могут привести либо ограничение предложения конкурентов, либо рост конкурентоспособности российских экспортеров, что на текущий момент сложно спрогнозировать.

Источник – Коммерсантъ

Мы используем файлы «Cookie» и метрические системы для сбора и анализа информации о производительности и использовании сайта.
Нажимая кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности персональных данных и обработкой файлов «Cookie».
При отключении файлов «Cookie» некоторые функции сайта могут быть недоступны.
Принять