В ходе визита на Уралвагонзавод (УВЗ) вице-премьер Дмитрий Рогозин высоко оценил перспективы предприятия как в области выпуска современных образцов военной техники, так и в сфере гражданского производства.
Фото: визит Дмитрия Рогозина на Уралвагонзавод
Напомним, что в конце 2016 года указом президента России 100 процентов акций Уралвагонзавода было передано Ростеху (ранее все акции УВЗ принадлежали Росимуществу – profiok.com). Как сообщали «Ведомости» со ссылкой на свои источники, инициатива принадлежала вице-премьеру Дмитрию Рогозину, возглавляющему коллегию военно-промышленной комиссии. Рогозин был недоволен деятельностью генерального директора предприятия Олега Сиенко, под руководством которого финансовое положение корпорации значительно ухудшилось.
Выполнение ГОЗ на тот момент шло без срывов, то есть у Минобороны никаких претензий к корпорации не было. Но из-за невысокой рентабельности военных контрактов (от трёх до пяти процентов) работа по гособоронзаказу не могла существенно повлиять на сложное финансовое положение УВЗ. По итогам первого полугодия 2016 года чистый долг холдинга составил 276 миллиардов рублей. Известно, что предприятие рассчитывало получить докапитализацию из бюджетных средств, но этого не произошло. В такой ситуации рано или поздно возникла бы угроза срыва ГОЗ.
Этими соображениями и руководствовалась коллегия военно-промышленной комиссии, предлагая сменить руководство УВЗ и провести оздоровление компании, передав её корпорации, не испытывающей материальных проблем. Да и странно было бы позволить крупнейшему производителю военной и гражданской техники, обладателю всемирно известного бренда и уникальных компетенций продолжать двигаться к банкротству. Кроме того, объединение заводов УВЗ и Ростеха позволило бы выстраивать кооперацию в рамках одной корпорации, что во многом упростило бы взаимодействие между предприятиями. К примеру, платформу для «Арматы» делают на УВЗ, а боевые модули – на предприятиях Ростеха.
Новый руководитель предприятия был назначен в начале марта 2017 года. Эту должность занял бывший замминистра промышленности и торговли Александр Потапов. В Минпромторге Потапов курировал как раз сферу ОПК. И если специфика «оборонки» новому главе УВЗ знакома и привычна, то развитие гражданского дивизиона холдинга, который был убыточным несколько лет, задача новая и весьма амбициозная.
Кроме того, остаётся открытым вопрос о возможном объединении «Уралвагонзавода» с Курганским машиностроительным заводом, производящим боевые машины пехоты и широкий спектр оборудования для гражданских отраслей. Поскольку компетенции предприятий близки, ряд экспертов высказывались о целесообразности создания единого бронетанкового холдинга. Однако на днях глава Ростеха Сергей Чемезов заявил ТАСС, что этот вопрос на повестке дня пока не стоит.
Таким образом, визит на «Уралвагонзавод» вице-премьера Дмитрия Рогозина вполне логичен. С момента назначения нового директора предприятия прошло три месяца, за это время Александр Потапов имел возможность полностью вникнуть в ситуацию на предприятии – а значит, пришло время для предметного разговора.
Армата: машина на десятки лет
В ходе визита на «Уралвагонзавод» 20 июня Дмитрий Рогозин провёл совещание, где обсуждалось дальнейшее развитие УВЗ. На совещании присутствовали полномочный представитель президента в УрФО Игорь Холманских и врио губернатора Свердловской области Евгений Куйвашев.
Дмитрий Рогозин отметил, что танк Т-72, разработанный в 1970-х годах и до сих пор выпускаемый УВЗ, успешно используется в сухопутных войсках в качестве базовой машины и ещё долго прослужит в модернизированной версии. Вице-премьер выразил надежду, что и новая модульная платформа «Армата», которую производит УВЗ, хорошо проявит себя в ходе эксплуатации в Вооружённых силах и будет служить десятилетиями.
По словам Рогозина, опытно-войсковая эксплуатация «Арматы» начнётся в 2019 году. После тестирования на полигонах платформа будет запущена в серийное производство. Детали новой госпрограммы вооружений на период до 2025 года пока не разглашаются, но эксперты полагают, что речь пойдёт о 20-30 новых танках в год. Как заявил недавно глава «Рособоронэкспорта» Александр Михеев, у танка на платформе «Армата», безусловно, есть экспортное будущее, однако сначала нужно удовлетворить потребности российских Вооружённых сил, так что об экспорте Т-14 речь пока не идёт.
Близость перехода к серийному производству «Арматы» означает, что к цехам и коллективу «Уралвагонзавода» будут предъявляться новые требования. «Это совсем другая история. Она потребует дополнительных средств, усилий, энергии, чтобы за короткий период перейти в состояние абсолютной готовности к серийному производству танков нового поколения», – подчеркнул Дмитрий Рогозин.
Развитие гражданского производства
Перед УВЗ, как и перед всеми оборонными предприятиями, стоит задача наращивания выпуска гражданской продукции. Во-первых, со временем сократятся объёмы гособоронзаказа, и производственные мощности нужно будет чем-то занять. Во-вторых, государство инвестировало в перевооружение производства и создание новых технологий значительные средства – логично, если эти технологии будут использованы везде, где это возможно.
«Эффективно проведённая диверсификация способна кратно умножить эффект от государственных инвестиций, поэтому к развороту ОПК в сторону гражданского производства следует готовиться сегодня, формулируя новую стратегию работы», – считает гендиректор «Уралвагонзавода» Александр Потапов.
Сейчас доля продукции гражданского назначения в корпорации в целом составляет 30 процентов, то есть почти треть. Дмитрий Рогозин признал, что это немало, однако призвал к наращиванию объёмов выпуска гражданской продукции. «Само название «Уралвагонзавод» говорит о нацеленности на производство качественной гражданской продукции», – считает вице-премьер.
Надо сказать, выпуск гражданской продукции на предприятиях корпорации развивается достаточно активно. Так, Юргинский машиностроительный завод планирует изготавливать метропроходческие щиты и универсальные погрузчики, Уралтрансмаш будет делать трамваи, Омсктрансмаш недавно начал поставку свай для газопровода «Сила Сибири», Челябинский тракторный завод расширяет производство дорожно-строительной техники – современных дизель-электрических тракторов и бульдозеров.
Во время визита Дмитрия Рогозина на УВЗ Александр Потапов показал ему производственные площадки завода, в частности вагоносборочный цех, где изготавливают сельскохозяйственные вагоны, а также инновационные вагоны с разгрузочными люками. Понятно, что это не «Армата» – по словам Александра Потапова, у зерновозов и окатышевозов «другая трудоёмкость, другая себестоимость и другая цена». Однако этот продукт нужен рынку, и самое главное – позволяет предприятию сохранить компетенции и загрузить производство. Это вопрос не только экономический, но и социальный: на заводе работают около пяти тысяч человек.
«Нет сомнений, что проводимые мероприятия по перевооружению производства «Уралвагонзавода», расширению номенклатуры продукции обеспечат на долгосрочную перспективу востребованность продукции корпорации как на внутренних, так и на внешних рынках, обеспечат стабильную работу коллектива, хорошие зарплаты», – заключил Дмитрий Рогозин.
26 июня 2017г.
Подробнее на profiok.com