Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Мал да удал

Маломерное судостроение – перспективное направление развития отрасли

Необходимость развития маломерного судостроения для военных и специальных нужд в последние годы становится всё более очевидной. Небольшие катера и лодки незаменимы в решении задач пограничной береговой охраны, водных патрулей, осуществляющих военные и гражданские задачи­, спасательных работ, взаимодействия в боевых условиях. Оснащение МЧС, МВД и подразделений Минобороны малоформатными судами назрело, отставание от западных образцов отечественные судостроители пытаются преодолеть как для обеспечения внутренних потребностей, так и для конкурентоспособности на внешних рынках.

Многие рынки пока свободны – даже самые ближайшие соседи белорусы для своих пограничных задач предпочитают закупать катера, например, в Италии. Так, в 2013 году после предварительной приёмки с реальными испытаниями на речном участке белорусско-украинской границы два патрульных катера италь­янского производства (общая их стоимость 460 000 евро) официально переданы сотрудникам отдела береговой охраны «Лоев» Гомельского пограничного отряда. Эти катера являются высокоскоростными, малошумными, обладают большим запасом хода, оборудованы навигатором, радиолокационной станцией, эхолотом.

Лидером по оснащению береговой охраны современными маломерными судами традиционно являются США. По состоянию на конец сентября этого года  по условиям контракта с верфью Bollinger Shipyards (штат Луизиана) строятся ещё шесть скоростных патрульных катеров (FRC) проекта Sentinel в комплекте с запчастями. Общая стоимость опциона – $250,7 млн. Поставка судов запланирована на 2016 год.

Общее число судов FRC, заказанных на судоверфи Луизианы, вырастает до 24 единиц, а общая стоимость контракта на сегодняшний день увеличится до $1,1 млрд. Береговая охрана планирует увеличить свой флот до 58 катеров FRC. Предварительная стоимость этого флота – $3,93 млрд. Максимальная скорость та­ких судов – 28 узлов. Это патрульные корабли, способные обеспечивать безопасность, охранять береговую линию, перехватывать наркотрафик, пресекать браконьерство, а также вести поисково-спа­са­тельные операции. Проект разработан Damen Shipyards – Damen Stan Patrol Boat 4708.

Испанская верфь Rodman Polyships строит для береговой охраны и спасательных служб Саудовской Аравии 40 патрульных катеров проекта R33 XI. Стоимость контракта составила €7,4 млн (около $10 млн). По этому контракту первые катера будут поставлены уже через полтора года с небольшим.

Россия предпринимает сходные шаги в сфере «маломерки». На летнем Международном Военно-морском салоне в Петербурге был представлен, в частности, образец нового многоцелевого патрульного катера «Мангуст», который после испытаний войдёт в состав ВМФ России. Он оснащён современным пулемётом (на Салоне его образец был зачехлён), стреляющим в дистанционном режиме управления: стрелок находится в ходовой рубке. А пульт управления кораблём может вообще находиться на суше.

Представленные в «Ленэкспо» маломерные суда разного назначения в основании имеют воздушные баллоны, что обеспечивает устойчивость катера в условиях высоких волн. В частности, судно на воздушной подошве «Хивус», предназначенное для спасения в арктических льдах, может пригодиться пограничникам. А катер «Аллигатор» предназначен для передвижения по загрязнённым тиной водоёмам и болотам. 

Ещё в 2010 году на петербургском «Алмазе» были спущены на воду два катера береговой охраны проекта «Соболь» 12200 – №№ 208 и 209 и заложены ещё три катера №№ 210–212. Эти катера, помимо береговой охраны, предназначены для поисковых и спасательных операций, охраны рыбных ресурсов, патрулирования и проведения таможенных операций. Для улучшения ходовых качеств при высоких скоростях катер имеет носовые и кормовые автоматически управляемые интерцепторы.

Головной патрульный катер проекта 12200 был построен еще в 2006 году (№ 200) и сдан на год в опытную эксплуа­тацию Погранслужбе ФСБ. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц. В 2008 году был построен первый заводской катер данного проекта – № 201. В 2009 году построено 6 катеров – №№ 202–207. Катера функционируют на Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флотах.

Новые модификации «Соболей» оснащены двумя дизель-редукторными агрегатами Deutz TBD616V16 (1250–1360 кВт), двумя приводами Арнесона ASD14, вспомогательной энергетической установкой. На них установлено навигационное оборудование: интегрированная система навигации ST60, система местоуказания VNTsU-UV450, система связи и передачи команд.

Комплект вооружения представляет собой ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь-К», предназначенный для поражения надводных целей (сторожевые корабли, катера), неподвижных и движущихся наземных бронированных и небронированных целей (танки, БМП, БТР), а также инженерных сооружений (доты, здания, мосты, переправы и др.) и воздушных целей (вертолёты и самолёты). Он включает: 4 управляемые ракеты «Вихрь» (дальность поражения до 10 км); 30-мм артиллерийскую установку АК-306 с 500 снарядами (дальность поражения до 4 км), а также тепло-телевизионную систему и систему управления артиллерийским огнём с системой автоматического сопровождения цели.

23 апреля 2013 года ООО «Озёрная Верфь» (г. Шлиссельбург Ленинградской области) спустила на воду второй в линейке многоцелевых судов катер «Юрий Яхненко» проекта 14М, строящийся по госзаказу. Катер предназначен для ФКУ «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России». От прежних модификаций его отличают больший запас топлива на борту, увеличение кормовой площадки, дополнительные средства мониторинга и спасательное оборудование. Использование мягкого привального бруса позволяет при швартовке уменьшить повреждения наружной обшивки корпуса судна или вообще их избежать. Корпус судна был заложен 1 декабря 2012 года. До конца текущего года верфь должна построить в сумме 8 подобных катеров (6 – проекта 14М и 2 – проекта 13М).

О внимании к маломерному судостроению свидетельствует конкурс, итоги которого будут подведены в ноябре 2013 года в Тольятти в рамках Форума маломерного судостроения. В этом форуме примут участие производители маломерных судов и оборудования, проектные и дизайнерские бюро, НИИ, вузы, яхтенные объединения и ассоциации, инвесторы. Спектр интересов в этой сфере широк: от задач жизнеобеспечения и безопасности до спортивных и развлекательных. Обсуждаться будут самые разные вопросы, в том числе внедрение современных технологий и материалов для судостроения.

Жизнь показывает, что «дорогостоящие игрушки для богатых» – прогулочные катера и яхты – тоже двигают прогресс. Так, первые российские лодки, получившие сертификаты безопасности в соответствии с новыми европейскими нормами (директива ЕС 94/25),– это серия «Мастер» производства Адмиралтейских верфей (Санкт-Петербург). В каталоге продукции верфей – 12 модификаций лодок «Мастер»: от компактной моторной лодки для туризма, рыбалки и охоты «Мастер 410» и лодки среднего класса «Мастер 500» для больших водоёмов, рек и морского прибрежного плавания – до комфортабельного рубочного катера для дальнего туризма «Мастер 651 ХТ», эксплуатация которого возможна даже при высоте волны до 2 метров. Они отличаются лёгкостью и прочностью. Лодки имеют цельно­сварные корпуса, вытяжные заклёпки используются только для крепления деталей внутреннего оборудования. Толщина листов сплава AlMg4.5Mn, применяемого при изготовлении лодок,– от 2 до 6 мм. Однако «Мастер 651» может использоваться и в качестве служебно-разъездного, спасательного или патрульного судна.

Более 500 таких лодок в рамках госзаказа были поставлены подразделениям Пограничной службы ФСБ, МВД и МЧС РФ.

Владимир Смирнов

Партнеры