Универсальные десантные корабли: достижения и перспективы

Автор: Виктор Казенов 

Без универсальных десантных кораблей (УДК), способных нести летательные аппараты различного назначения, морскую пехоту и десантные катера, немыслимы действия в рамках концепции «флот против берега», предусматривающей наличие достаточно многочисленной и хорошо вооруженной морской пехоты.

На фото: УДК типа USS America LHA-6

 


Концепция универсального десантного корабля родилась в США в годы вьетнамской войны, когда ВМС США столкнулись с проблемой координации действий разнородных десантных кораблей, осуществлявших высадку десанта. Все они выполняли разные функции: корабли-доки несли высадочные средства, танко-десантные корабли осуществляли перевозку наземной техники. Морская пехота располагалась на других кораблях, а ее перевозкой занимались вертолеты, базировавшиеся на десантных вертолетоносцах, перестроенных из устаревших авианосцев типа «Эссекс». Кроме того, флот столкнулся с проблемой координации действий морской пехоты на берегу.

Помимо этого, требовалось удалить десантные корабли от зоны высадки с целью обезопасить их от воздействия береговых батарей. Оптимальной сочли дистанцию в 140–180 кабельтовых (около 30 км). При этом время высадки по-прежнему не должно было превышать получаса, чтобы противник не успел подтянуть резервы. В результате потребовалось создание скоростных десантных катеров, в том числе, на воздушной подушке, способных быстро доставлять к берегу тяжелую технику, включая танки.

Ярким примером современного универсального десантного корабля могут служить находящиеся в строю ВМС США корабли типа «Тарава», «Уосп» и перспективные «Америка». Эти корабли, водоизмещением от 34 тыс. т («Тарава») до 45 тыс. т («Америка») по размерам и облику примерно соответствуют тяжелым авианосцам времен Второй Мировой и представляют собой многофункциональные платформы, обеспечивающие высадку и действия крупных подразделений морской пехоты. Они могут нести полностью укомплектованный экспедиционный батальон морской пехоты, до сорока летательных аппаратов, включая тяжелые вертолеты, боевые вертолеты и истребители вертикального или укороченного взлета. Кроме того, универсальные десантные корабли имеют док-камеры, которые могут вмещать от двух до восьми (в зависимости от размера) десантных кораблей на воздушной подушке грузоподъемностью от 30 до 200 т, либо большее количество более мелких десантных катеров грузоподъемностью в несколько тонн.

Такие корабли способны не только высаживать десант, но и поддерживать его с воздуха, а с добавлением боевых кораблей с ракетным и артиллерийским вооружением УДК становятся ядром экспедиционной ударной группы, способной самостоятельно вести небольшую войну.

Рассмотрим проекты УДК, которые нашли применение в составе военно-морских флотов с учетом создания перспективных базовых платформ. 

 

Универсальные десантные корабли типа Wasp («Уосп») 

Основным предназначением УДК типа «Уосп» считается транспортировка морем и высадка на необорудованное побережье укомплектованного (включая боевую технику и средства материально-технического обеспечения) экспедиционного батальона морской пехоты (около 2 тыс. человек), управление силами высадки, оказание авиационной поддержки десанту и эвакуация раненых. Для этого используются три десантных катера на воздушной подушке LCAC, а также смешанная авиагруппа в составе шести истребителей-штурмовиков AV-8B «Харриер-2», F-35B и до 36 вертолетов различного назначения.

Проектом корабля предусмотрена возможность изменения состава авиагруппы в широком диапазоне, а также использование противолодочных вертолетов SH-60B «Си Хок» системы ЛЭМПС МкЗ. Исходя из таких возможностей УДК типа «Уосп» предполагается привлекать для поиска и уничтожения подводных лодок, защиты морских коммуникаций и эскортирования важных конвоев. В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки он может нести преимущественно противолодочные вертолеты или самолеты «Харриер-2» (до 28 единиц), а в дальнейшем – F-35B.

При проектировании УДК «Уосп» за основу был принят технический проект универсального десантного корабля предыдущего типа («Тарава»), в который внесли ряд изменений в соответствии с требованиями увеличения авиационной группы и возможности в широких пределах варьировать ее состав. Общая длина корабля увеличена на 7,3 м, ширина осталась без изменений, что позволяет проходить Панамский канал при передислокации корабля. Несколько уменьшена общая площадь парковых зон для гусеничной и колесной техники и, соответственно, увеличены размеры ангара, оборудованы мастерские для обслуживания большего количества самолетов и вертолетов.

Заново спроектирована кормовая часть корабля, что связано с применением десантных катеров на воздушной подушке. Эти катера могут входить через открытые ворота в сухую доковую камеру, а для обычных водоизмещающих катеров предусмотрено ее затопление путем заполнения балластных цистерн.

Одним из ключевых изменений проекта считается уменьшение размеров островной надстройки на полетной палубе за счет переноса из нее боевого информационного центра и рубки связи во внутренние защищенные помещения, что в значительной степени повысит живучесть системы управления и связи корабля.

Энергетическая установка

В проекте корабля сохранена паротурбинная главная энергетическая установка (ГЭУ), размещенная в двух машинных отделениях, которые разделены отсеком вспомогательных механизмов. В каждом машинном отделении находятся паровой котел V2M-VS производства Combustion Engineering (давление – 62 кг/см2, производительность 400 т/ч, температура перегретого пара – 513 °С) и паровая турбина производства Stal Laval мощностью 35 000 л.с. с понижающим редуктором. УДК типа «Уосп» – единственные корабли, которые строятся в настоящее время в ВМС США с котлотурбинными энергетическими установками (КТЭУ).

В начале 1990-х ВМС США приняли решение общего характера в части постепенного отказа от применения традиционных КТЭУ на кораблях из-за высокой стоимости технического обслуживания и комплектования личным составом. Во время конструирования LHD 5, 6 и 7 ВМС провели глобальные исследования с целью замены КТЭУ альтернативными силовыми установками. В то время газотурбинный двигатель General Electric LM2500 (25 000 л.с.) был единственным газотурбинным двигателем, пригодным для силовой установки кораблей ВМС США, при этом его одного было недостаточно для замены паротурбинной установки мощностью 35 000 л.с.

Поскольку газовоздушный тракт газотурбинного двигателя должен проходить через изолированные конструкции, газотурбинная силовая установка для класса LHD требует наличия внутренних помещений больших объемов, что может привести к необходимости перепроектирования помещений. Исследования показали, что несмотря на то, что два газотурбинных двигателя на один вал будут обеспечивать вполне достаточную мощность, их не удастся разместить в существующем пространстве машинного отделения без существенных изменений, а газовоздушный тракт двигателей очень серьезно повлияет на общую компоновку оборудования корабля.

УДК типа УДК типа Wasp_НОЗС-4-2019

С разработкой General Electric для рынка нового газотурбинного двигателя LM2500+ (35 000 л.с.) появилась возможность установки для класса LHD одного газотурбинного двигателя для получения мощности, сравнимой с КТЭУ для данного проекта.

«Иводзима» (Iwojima) (LHD 7) – последний корабль ВМС США, построенный с традиционной КТЭУ, а LHD 8 стал первым кораблем с использованием газовой турбины LM2500+.

В процессе разработки, проектирования и создания корабля класса LHD 8 ВМС США предприняли ряд технико-экономических исследований, цель которых заключалась в создании концепции разработки газовой турбины для гребной установки и снижении совокупной стоимости эксплуатации на протяжении ожидаемого (расчетного) 40-летнего срока службы корабля.

На ранней стадии результаты этого исследования показали, что совокупная стоимость жизненного цикла может быть резко снижена путем прогнозируемого сокращения численности экипажа (не менее 80 человек) и благодаря сниженным требованиям к техническому обслуживанию, что связано с демонтажом паровых турбинных двигателей и котлов. Для минимизации стоимости проектирования и создания на проект наложили ряд ограничений:

  • поддерживать наклон линии вала и шаг лопасти винта для сохранения таких же гидродинамических характеристик корпуса, что и у типа «Уосп» (LHD 1);
  • ограничить конструктивные изменения второй ступенью редуктора, чтобы обеспечить сроки освоения новой продукции, необходимые для выдерживания графика создания корабля;
  • не допустить снижения уровня выполнения задач Корпуса морской пехоты;
  • обеспечить минимальное влияние на смежные помещения, не имеющие отношения к машинным;
  • осуществлять только крайне необходимые изменения в общей компоновке машин и механизмов.

Режим использования универсального десантного корабля таков, что в течение более чем 75% ходового времени кораблю требуется менее 10 000 л.с. мощности, обеспечивающей движение со скоростью до двенадцати узлов. Поскольку один газотурбинный двигатель мощностью 35 000 л.с. оказывается слабо нагруженным при этом уровне мощности, расход топлива становится неэффективным.

Хотя в условия этих технико-экономических обоснований не входила замена газотурбинных двигателей на электроэнергетическую систему, все же их анализ показал возможность получения значительной экономии топлива, если дополнить газотурбинную гребную тягу электротягой. В результате в энергоустановку наряду с газотурбинными двигателями были включены электродвигатели, обладающие относительно скромной мощностью 1600 л.с. на вал, что позволяет перемещать корабль со скоростью около шести узлов при идеальных погодных условиях.

Еще одна рекомендация по результатам этих исследований – сохранение вспомогательного котла для обогрева и обеспечения других надобностей. Эта особенность конструкции обеспечила возможность сохранения электроэнергетической системы (ЭЭСК) переменного тока напряжением 450 В примерно тех же размеров, что и на предыдущем корабле этого типа, путем замены числа паротурбогенераторов на то же число дизель-генераторов сопоставимой мощности.

Концепция проекта класса LHD 8 была доработана, чтобы полностью устранить на борту все паровое отопление помещений, прачечной, отсеков приготовления пищи, других служб жилых помещений, что привело к значительному увеличению мощности ЭЭСК.

Вследствие этого напряжение генерирующей и распределительной ЭЭСК увеличено до 4160 В переменного тока, чтобы отвечать требованиям нагрузки, возникающей при необходимости обогрева при холодной погоде.

Энергетическая установка для каждого из двух бортов корабля класса LHD 8 серии Makin Island состоит из одного главного газотурбинного двигателя (LM2500+ мощностью 35 000 л.с.) и вспомогательного гребного электродвигателя (5000 л.с.) и приводит в движение двухступенчатый редуктор, а через него – винт регулируемого шага (ВРШ).

Газотурбинные двигатели приводят в действие редуктор через обгонную самосинхронизирующуюся муфту. Корпус редуктора первой ступени представляет собой модификацию конструкции корпуса редуктора LHD 7, чтобы на входе он мог принимать передачу от одного газотурбинного двигателя и гребного электродвигателя вместо турбин высокого и низкого давления паротурбинных двигателей. Единственная входная шестерня газотурбинного двигателя разделяется на две линии силовой передачи.

Гребной электродвигатель подключается через самосинхронизирующуюся муфту в одну из двух линий первой ступени редукторов. Существующий наклон вала и шаг лопастей были сохранены, таким образом, все изменения второй ступени редуктора минимизированы; остались только необходимые для установки масловвода ВРШ. Длина модуля газотурбинного двигателя в машинном отделении потребовала перемещения редуктора на несколько футов ближе к корме из положения, занимаемого на корабле предыдущей конструкции. Это имеет свои преимущества, т.к. убирает одну секцию валолинии.

До тех пор пока передаточные числа редуктора одинаковы для газотурбинных двигателей и гребных электродвигателей, максимальная частота вращения вала составляет 180 об/мин от газотурбинного двигателя, что в два раза больше частоты вращения от пропульсивного электродвигателя – 90 об/мин. Гребная тяга обеспечивается с помощью либо газотурбинного двигателя, либо гребного электродвигателя, но не от обоих вместе. Переход от привода гребного электродвигателя к приводу газотурбинного двигателя и обратно разрешен на всем диапазоне частоты вращения / мощности гребного электродвигателя.

 

Универсальный десантный корабль типа USS America LHA-6

Это новейший десантный корабль, разработанный в качестве альтернативы старым УДК типа «Тарава».

УДК LHA-6 впечатляет своими размерами. Он имеет длину 257,3 м и водоизмещение 45 700 т, развивает скорость до 22 узлов и способен транспортировать 1800–2500 морских пехотинцев. Экипаж составляет 1204 человека (включая 60 офицеров). Позаботились разработчики и также о корабельном госпитале на 600 коек и реанимационном отделении на 24 места. Всего планируется ввести в строй 11 таких монстров, правда, в разных модификациях.

В ВМФ США рассчитывали получить идеальный корабль для десантирования большого числа морской пехоты в условиях преодоления береговой обороны противника. Для этого решено было обеспечить принципиально иную поддержку с воздуха. Авиапарк УДК включает три многоцелевых вертолета UH-1Y Venom, четыре тяжелых транспортных CH-53 Sea Stallion, два вертолета Sikorsky SH-60 Sea Hawk, четыре вертолета Bell AH-1 Sea Cobra, 12 конвертопланов MV-22 Osprey и шесть истребителей 5-го поколения с укороченным/вертикальным взлетом F-35 В.

Всего ангары корабля способны вместить 53 летательных аппарата, при этом полетная палуба имеет размеры 249,6 × 36 м, и на ней оборудовано девять взлетно-посадочных площадок. Чтобы втиснуть такое количество авиации и дополнительные емкости для топлива, заказчики из ВМС США пожертвовали доковой камерой, без которой реальные возможности для десантирования с моря резко снижаются.

универсальный десантный корабль_ УДК типа USS America LHA-6

В то же время в LHA-6 сохранены возможности для использования плавсредств, в том числе, трех катеров на воздушной подушке LCAC, и плавающих БТР AAV7, число которых может достигать 61 единицы.

Энергетическая установка

Энергетическая установка соответствует ЭУ класса LHD 8 серии Makin Island состоит из одного главного газотурбинного двигателя (LM2500+ мощностью 35,000 л.с.) и вспомогательного гребного электродвигателя (5000 л.с.) и приводит в движение двухступенчатый редуктор, а через него – винт регулируемого шага (ВРШ).

 

Универсальный десантный корабль Ocean («Оушен») 

В распоряжении Бразильских ВМС находится УДК Atlântico, бывший УДК «Оушен» британского Королевского флота.

Имея несколько меньшие размеры (чуть больше 20 тыс. т водоизмещения), тем не менее, он обладает всеми элементами, присущими американским УДК, и несет до 830 морских пехотинцев, 18 вертолетов (12 – EH-101 «Мерлин», шесть – «Линкс»). Также предусмотрено базирование 15 самолетов «Харриер-2», четыре десантных катера LVCP, до 40 единиц бронетехники. Правда, он уступает американским кораблям в скорости – 18 узлов против 24–25.

Энергетическая установка

Применена дизельная энергетическая установка: два среднеоборотных двигателя Crossley Pielstick 16 PC2.6 V 200 мощностью 23 904 л.с., каждый работает на независимый валопровод с пятилопастным ВФШ. Имеется носовое подруливающее устройство мощностью 450 кВт производителя KaMeWa.

Понимание необходимости создания таких боевых единиц для дальнейшего развития океанского флота существовало и в нашей стране. В СССР велась активная разработка УДК проекта 11780, и даже были заказаны «Черноморскому судостроительному заводу» (Николаев) два корабля этого проекта – «Кременчуг» и «Херсон», однако распад страны не позволил ввести их в строй.

 

 Универсальный десантный корабль проекта 11780 

Корабли проекта 11780 имели водоизмещение около 25 000 т. Они должны были нести до двух батальонов морской пехоты (1000 человек).

В противолодочном варианте корабль должен был нести 25 вертолетов Ка-27. В десантном варианте – 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29. В доковой камере – четыре десантных катера проекта 1176 или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206.

Проект 11780 выгодно отличался от своих западных «одноклассников». Советские конструкторы изначально заложили в проект мощную энергетическую установку, позволяющую развивать ход до 30 узлов, и более мощное вооружение, включая ЗРК средней дальности и артиллерийскую установку АК-130, что значительно повышало живучесть корабля и его возможности по поддержке десанта.

Следует также отметить, что высокая скорость позволяла использовать проект 11780 в качестве противолодочного корабля. При небольшой переделке проекта с монтажом трамплинной палубы, эти УДК могли бы нести шесть-восемь истребителей МиГ-29К, обеспечивающих ПВО соединения.

Варианты энергетической установки:

  1. Котлотурбинная энергетическая установка, имеющая состав: два ГТЗА-674 мощностью по 50 тыс. л.с.; четыре главных котла типа КВГ-4; паротурбогенераторы типа АК-1,5; дизель-генераторы типа 7-9ДГ (ДГР2А 1600/750); вспомогательные котлы типа КВВА-12/28. Скорость: около 30 уз.

Газотурбинная энергетическая установка, имеющая состав: два ГГТА М-36 мощностью по 45 тыс. л.с. В состав одного ГГТА входят два всережимных реверсивных газотурбинных двигателя ДТ59 и нереверсивный редуктор РГ54 со звукоизолирующей муфтой. Дизель-генераторы типа 7-9ДГ; вспомогательные котлы типа КАВ.В 16/7. Скорость: около 23 уз.

 

Универсальный десантный корабль типа «Мистраль» 

Еще одной страной, построившей для своего флота УДК, стала Франция, в состав ВМС которой в 2005 году вошел УДК «Мистраль».

Корабль полным водоизмещением 21 300 т классифицируется во Франции как «корабль управления и проекции силы», он оптимизирован для современных экспедиционных операций, не предусматривающих ведения интенсивных боевых действий. Не столь дорогостоящие и тяжеловооруженные, как американские УДК, «Мистрали», тем не менее обладают очень большими возможностями по несению длительной боевой службы в удаленных районах океана, в постоянной готовности к действию. Они способны нести до 450 морских пехотинцев (до 900 при уменьшенной степени комфорта и с меньшей автономностью), четыре десантных катера LCU или два десантных катера на воздушной подушке LCAC; авиакрыло до 16 средних или тяжелых вертолетов (NH90, SA330 «Пума», AS532U2 «Коугар», AS665 «Тигр»).

«Мистраль» специально оснащен как корабль управления и может быть штабным кораблем соединения, осуществляющего миротворческие задачи или «демонстрацию флага» в районе конфликта. Кроме того, предусмотрена возможность использования корабля в качестве базы и плавучего госпиталя в зонах чрезвычайных ситуаций.

Энергетическая установка

Это единая электроэнергетическая установка (на базе трех дизель-генераторов 16V Vaasa 32 и одного 18V200 фирмы «Вяртсила») с использованием погруженных главных электродвигателей, размещенных в винто-рулевых колонках Alstom Mermaid (типа «Азипод»). Такой двигательно-движительный комплекс обеспечивает легкость и быстроту маневрирования. Но у него есть и серьезные недостатки. Прежде всего, это малая скорость хода (19 узлов по сравнению с 22–24 узлами у универсальных десантных кораблей ВМС США и Испании) и высокая стоимость. Наконец, эксплуатация подобной установки потребует частых докований для осмотра главных электродвигателей.

При этом, по информации фирмы «Вяртсила», двигатели серии Vaasa 32 сняты с серийного производства по причине разработки двигателей типа Wartsila 26 и 32, которые перекрывают мощностной ряд Vaasa 32.

Конечно, двигатель Vaasa 32 при необходимости можно будет производить по современной технологии и обеспечивать сервисным обслуживанием и запасными частями в течение всего срока службы корабля, но стоимость его при этом сильно возрастет.

Помимо всего, «Мистраль» не способен выдерживать нагрузки в условиях применения ядерного оружия. Да и вообще, это «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером» (по словам помощника министра иностранных дел Франции Ролана Галяража), созданное по стандартам гражданского судостроения, не способно противостоять гидродинамическому удару при близком подводном взрыве.

универсальный десантный корабль_ УДК типа Мистраль

 

Пример: При проведении операций ВМС США Desert Shield и Desert Storm в Персидском заливе в феврале 1991 года на иракских минах подорвались два боевых корабля. Десантный вертолетоносец LPH10 Tripoli (1966, тип IWOJIMA, КТЭУ, (ПТ Westinghaus 16 910 л.с., два ПК Babcock & Wilcox (1 ВФШ)) получил незначительные повреждения. Крейсер УРО CG59 Princeton (1989, тип TICONDEROGA, ГТЭУ 2 × (2 × 21 500, ГТД LM 2500) 86 000 л.с. (два ВРШ); ЭЭУ: 3 × 2500 кВт, ГТГ), получив повреждения гребного вала и винта, потерял ход. На нем были ранены три члена экипажа, вышли из строя кормовая 127-мм артиллерийская башня и установки вертикального пуска КР Tomahawk и ЗУР Standart-2. В дальнейшем он был отбуксирован из зоны боевых действий и поставлен на две недели на ремонт в док в Дубае (ОАЭ).  

 

Универсальный десантный корабль Rey Juan Carlos (УДК «Рэй Хуан Карлос І») 

Универсальный десантный корабль «Хуан Карлос I» для ВМС Испании построен фирмой Navantia. Для испанского флота он должен стать крупнейшей морской единицей в истории. Этот проект испанцы позиционируют как «корабль стратегической проекции силы». В честь испанского монарха он получил имя «Хуан Карлос I» и был заложен на верфи фирмы Navantia в Ферроле в мае 2005 года, в марте 2008-го его спустили на воду, а заказчику сдали 30 сентября 2011 года.

 В док-камере размещаются четыре легких десантных катера типа LCM-1Е, либо два таких катера и один катер на воздушной подушке LCAC. Десант – 925 человек, включая группу береговой разведки (23 бойца). На нижней грузовой палубе можно перевозить до 46 основных боевых танков, на верхней размещаются грузовики и другие автомобили. В смежном с верхней грузовой палубой ангаре размещаются либо 12 средних транспортных вертолетов NH90, либо восемь тяжелых CH-47 Chinook, либо до семи многофункциональных штурмовиков вертикального взлета и посадки AV-8B Harrier II или F-35B.

Полетная палуба в случае необходимости может быть использована для временного базирования авиатехники, тогда корабль может нести до 30 вертолетов типа NH90 или до 20 самолетов ВВП.

Главная особенность «Хуан Карлос I» – его полетная палуба (203,2 м на 32 м), приспособленная для полноценного обеспечения полетов самолетов Harrier II и F-35В и оборудованная носовым трамплином. Взлетная палуба имеет шесть взлетно-посадочных площадок для средних вертолетов или четыре – для тяжелых.

Энергетическая установка

Электро-дизель-газотурбинная (комбинированная ЭУ типа CODLAG, в состав которой входят одна газовая турбина General Electric LM2500 и два дизель-генератора MAN 32/40 16 V). Газовая турбина и два дизеля, по сути, представляют собой электростанции, питающие все системы корабля. В том числе, они дают ток электродвигателям, размещенным в винто-рулевых гондолах в кормовой части днища. То есть двигательно-движительный комплекс напоминает тот, что имеется на «Мистрале».

УДК типа Rey Juan Carlos

На УДК «Хуан Карлос I» есть операционные, зарезервированы места для транспортировки раненых, больных и эвакуируемых и т.д. То есть этот корабль может выполнять гуманитарные миссии.

Данные для сравнения основных параметров УДК «Хуан Карлос I» и УДК «Мистраль» представлены в табл. 1.

Таблица 1. Основные параметры УДК «Хуан Карлос I» и УДК «Мистраль»

Табл 1_ НОЗС-4-2019_Автор Казенов

УДК «Хуан Карлос I» по многим параметрам превосходит «Мистрали», построенные фирмой DCNS (бывшим партнером «Navantia») для ВМС Франции. Именно с этим проектом испанцы победили в австралийском тендере на постройку двух УДК типа Canberra и в турецком тендере на постройку двух УДК типа Anadolu.

Нужно отметить, что необходимость создания перспективных проектов кораблей с учетом применения стандартов гражданского судостроения понимали и в нашей стране. В СССР велась активная разработка вертолетоносца проекта 10200 («Халзан»).

 

Вертолетоносец проекта 10200 («Халзан») 

«Халзан» – это вертолетоносец ПЛО, десантный вертолетоносец (проект 10200).

Разработка вертолетоносца ПЛО на базе быстроходного гражданского контейнеровоза-ролкера проекта 1609 начата по инициативе заместителя начальника Генерального штаба ВС СССР адмирала Н.Н. Амелько в 1978 году после проведения по его же инициативе НИР «Аргус» (изучение комплексной противолодочной системы, в том числе с возможностью постройки недорогих вертолетоносцев ПЛО на базе гражданских судов (ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова, руководитель НИР В.В. Дмитриев)).

Корабль проекта 1609 «Капитан Смирнов» (1978, головной, всего построено четыре единицы) с газотурбинной ЭУ: 2 × ГГТА М25 с утилизационным контуром и мощностью по 25 000 л.с. на каждый из двух валов. Дедвейт 20 000 т, полное водоизмещение 35 000 т, длина 203 м, ширина 30 м, высота борта 21 м, осадка 9,9 м. Скорость хода – 26 уз. Строительство шло на Херсонском ССЗ.

Проектирование вертолетоносца проекта 10200 вело ЦКБ «Черноморсудпроект» (Николаев) в 1978–1980 годах (главный конструктор Ю.Т. Каменецкий). Эскизный проект завершен в конце 1977 года в четырех вариантах. В процессе проектирования ТТЗ менялось несколько раз, и в итоге вертолетоносец проектировали в двух вариантах – как корабль ПЛО дальней зоны и как десантный корабль.

Первоначально планировалось строить корабли проекта на Херсонском ССЗ, но после внесения изменений – из-за роста водоизмещения – строительство стало возможным только на Николаевском ССЗ (который был загружен строительством кораблей проекта 1143 и другими крупными заказами).

Технический проект корабля 10200 был готов в 1980 году. Постановлением Совета министров СССР от 28 марта 1980 года в план строительства кораблей на 1981–1990 годы была включена постройка двух кораблей проекта 10200 на стапеле №0 ССЗ в Николаеве (вместо головного корабля проекта 1143.5) со сдачей головного корабля в 1986 году.

В августе 1980 года 1 ЦНИИ МО РФ вынес положительное решение по техническому проекту 10200. В то же время Невским ПКБ совместно с ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова был предложен альтернативный вариант проекта 10200 в корпусе ТАКР проекта 1143.

Анализ вариантов проекта 10200 в сентябре 1980 г. в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова показал, что исполнение вертолетоносца в гражданском корпусе не обеспечивает должной надежности в части ГЭУ (размещена в одном отсеке) и не соответствует требованиям к военным судам по физическим полям (ГЭУ обладала высокой шумностью), кроме того, была констатирована низкая поисковая производительность системы ПЛО (в пять раз меньше, чем у кораблей проекта 1143). ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова рекомендовал к строительству вариант проекта 10200 в корпусе проекта 1143.

После этого в сентябре 1980 года 1 ЦНИИ МО РФ пересмотрел ранее принятое решение об одобрении проекта 10200. В ноябре 1980 года на научно-техническом совете Минсудпрома СССР технический проект 10200 был отклонен.

В конце 1980 – начале 1981 года Невское ПКБ разработало проект противолодочного вертолетоносца с десантными возможностями 10200М, который также был отклонен.

Здесь приводятся данные оригинального проекта 10200 «Халзан» ЦКБ «Черноморсудпроект».

Экипаж – 960 чел.

Энергетическая установка

Газотурбинная ЭУ с теплоутилизационным контуром (газотурбинные реверсивные всережимные агрегаты ГГТА М25 с утилизационным контуром) мощностью 2 × 25 000 л.с. Два винта фиксированного шага. Электрогенератор мощностью 12 000 кВт.

Авиакрыло: в варианте ПЛО – 28 вертолетов ПЛО типа Ка-27; в десантном варианте – 14 десантных вертолетов Ка-29, шесть СВВП (Як-38М) или четыре (Як-41), 56 танков и один батальон морской пехоты (300 чел.).

В табл. 2 представлены данные по распределению используемых типов энергетических установок на крупных десантных кораблях, приспособленных для применения летательных аппаратов, в ВМС разных стран (на 2018 год).

Таблица 2. Распределение типов ЭУ на крупных десантных кораблях, приспособленных для применения ЛА (2018 г.) 

Табл 2_ НОЗС_4-2019_Автор Казенов

Рассмотрение приведенных выше сведений наводит на определенные размышления о перспективах развития отечественных УДК:

  1. В настоящее время для отечественного ВМФ на российских верфях, принадлежащих АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОАО «ОСК»), построен десантный корабль – 5000-тонный БДК «Иван Грен», способный нести до двух рот морской пехоты, пару десантных катеров и два-три вертолета. Такие корабли (класс больших десантных кораблей), конечно, необходимы, но если речь идет о воссоздании океанского флота, в соответствии с положениями «Морской доктрины», то необходимо задуматься и о строительстве более крупного и дорогостоящего «универсала».

При этом из боевого состава флота выводятся хорошо зарекомендовавшие себя и отработанные в производстве, еще не достигшие предельного срока службы танко-десантные корабли проекта 1174 типа «Иван Рогов».

  1. Отечественному ВМФ требуется специализированный УДК, поэтому предложения по созданию кораблей на базе гражданских проектов (а именно таких как «Халзан» и «Мистраль») следует полагать нецелесообразными.
  2. Существование серьезного задела у АО «Невское ПКБ» по УДК проекта 11780 дает повод надеяться, что здравый смысл в части создания перспективных проектов кораблей ВМФ у Минобороны России, а также добрая воля АО «ОСК», подкрепленная финансированием в рамках государственной программы вооружения, позволят обеспечить отечественный ВМФ кораблями класса УДК в кратчайшие сроки.

 

Хотелось бы отметить, что реплики о невозможности возродить проект не имеют под собой оснований. Существует технический проект корабля 11780, созданный по требованиям и за средства Минобороны СССР (ВМФ СССР). Корректировка его в современных условиях вряд ли займет слишком много времени. Корпус корабля и его энергетическую установку (для любого из вариантов) вполне возможно произвести и сейчас. А вот насыщение средствами управления, оружием, оборудованием связи и прочим – это дело заказчика в лице Минобороны России (ВМФ), бюро-проектанта и завода-строителя.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии"  
№ 4 (57) 2019г. , Санкт-Петербург  

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий

Вы должны войти Авторизованы чтобы оставить комментарий.

Партнеры