ВСЗ займется военным заказом

Выборгский судостроительный завод (ВСЗ), входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), готовится в марте подписать контракт на строительство патрульного ледокола для ФСБ за 18 млрд руб.  - сообщает «Ъ».  Два корабля для ВМФ по аналогичному проекту 23550 сейчас строят «Адмиралтейские верфи».

Для ВСЗ, который занимается гражданским судостроением, это первый военный заказ, и его наличие, по мнению собеседников «Ъ», поможет предприятию в получении господдержки.

ВСЗ может получить заказ на строительство патрульного ледокола проекта 23550, сообщили «Ъ» источники в судостроительной отрасли. По их словам, верфь готовится подписать контракт с заказчиком в марте, закладка корабля намечена на лето, сдача — 2024 год. Стоимость контракта, по данным «Ъ», составит около 18 млрд рублей. При этом заказчиком ледокола будет не ВМФ, как по первым двум кораблям этого проекта, а ФСБ. Представитель ОСК и глава ВСЗ Александр Соловьев отказались от комментариев.

Корабли ледового класса Arc7 проекта 23550, спроектированные конструкторским бюро «Алмаз», способны выполнять функции буксира, ледокола и патрульного корабля и преодолевать лед толщиной до 1,7 м. Длина ледоколов — около 114 м, ширина — около 20 м, осадка — около 6 м, мощность — 15 МВт. Водоизмещение — около 9 тыс. тонн, скорость — около 18 узлов. Головной ледокол «Иван Папанин» был заложен на «Адмиралтейских верфях» в апреле 2017 года, первый серийный «Николай Зубов» — в ноябре 2019 года. Сроки сдачи флоту — 2023 и 2024 годы соответственно.

Корабли предназначены для охраны арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения.

Штатное вооружение — артиллерийская установка АК-162МА (76,2 мм), способная поражать и воздушные цели, а также противолодочный вертолет Ка-27 в палубном ангаре. Кроме того, есть возможность установки контейнера с крылатыми ракетами «Калибр» или «Уран». Источники «Ъ» отмечают, что в заказе для ФСБ состав вооружений может быть скорректирован, поскольку основной функцией корабля будет охрана границы.

До сих пор ВСЗ строил только гражданские суда: ледоколы, суда снабжения, рыболовные траулеры, а также буровые платформы для разработки морских шельфовых месторождений. На верфи законтрактованы восемь траулеров общей стоимостью 22,4 млрд руб. Источник «Ъ», знакомый с ситуацией, говорит, что заказчик выбрал исполнителем ВСЗ, так как службе понравилось, как работает завод и его гендиректор.

Собеседник «Ъ» в судостроительной отрасли полагает, что наличие в портфеле ВСЗ военного заказа, по сути, гарантирует дальнейшую деятельность верфи и усиливает ее переговорную позицию. Хотя в 2018 году ВСЗ, согласно рейтингу Infoline, стал лидером по стоимости сданных заказов, его финансовые результаты этого не отражали: верфь получила 545,5 млн руб. убытка, а выручка по РСБУ сократилась на 67%, до 7,9 млрд руб. Из-за высоких отрицательных чистых активов аудитор в годовом отчете отмечал «существенную неопределенность в отношении непрерывности деятельности» ВСЗ. По итогам третьего квартала 2019 года убыток верфи составил 415,5 млн руб., выручка — 4 млрд руб. Александр Соловьев говорил, что заводу необходимо 6 млрд руб. на погашение убытков прошлых лет.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что для ВСЗ получение крупного оборонного заказа несомненный успех, несмотря на риски, связанные с неритмичностью финансирования, возможным увеличением долговой нагрузки и ограничением возможности бороться за заказы на краболовные и рыболовецкие суда. Новый заказ повысит уровень загрузки производственных мощностей и улучшит условия привлечения кредитов, а также значительно снижает риски дальнейшего ухудшения финансовых показателей, добавляет эксперт.

Источник - Коммерсант

Партнеры