Информация об исполнении бюджета за 10 месяцев текущего года внешне выглядит обнадеживающе: согласно данным Минфина, в октябре, по сравнению со среднемесячным уровнем третьего квартала, доходы бюджета выросли на 26%, в то время как расходы выросли всего на 5%. В итоге, и в октябре, и по сумме десяти месяцев федеральный бюджет исполнен с незначительным профицитом.
Однако, как это часто бывает, первоначальный взгляд на статистику может оказаться обманчивым: внешнее улучшение состояния федерального бюджета не отражает процессов, происходящих в экономике. С одной стороны, рост доходов бюджета связан с разовым фактором – как многие могут помнить, летом правительство одновременно проголосовало против выплаты дивидендов «Газпромом» по итогам 2021 г. и провело законопроект о временном (на три месяца) повышении ставки налога на добычу полезных ископаемых для этой компании. По странному совпадению, сумма невыплаченных дивидендов оказалась в точности равной дополнительным доходам бюджета от повышения налога (1,25 трлн. рублей). В октябре бюджет получил треть этой суммы, что заметно улучшило отчетность.
В продолжение «газовой» истории следует отметить, что в октябре правительство инициировало внеочередное собрание акционеров «Газпрома», на котором было принято решение о выплате промежуточных дивидендов за первое полугодие 2022 г. (до этого компания никогда не платила промежуточных дивидендов). Сумма дивидендов составит 1,2 трлн. рублей, из которых в ноябре федеральный бюджет получит примерно 475 млрд. рублей (исходя из 40% акций, принадлежащих правительству), поэтому и в ноябре доходы федерального бюджета могут приятно удивить публику.
Очевидно, что предложение Минфина о повышении налоговой нагрузки на «Газпром» было аргументировано резким ростом доходов компании от скачка цен в Европе и было поддержано президентом Путиным. В такой ситуации вполне вероятно, что бюджет получит еще 130 млрд. рублей газпромовских дивидендов – 10,74% акций принадлежит компании «Роснефтегаз», которая, в свою очередь, на 100% принадлежит правительству. Впрочем, не стоит забывать, что во главе «Роснефтегаза» стоит Игорь Сечин, у которого могут быть свои виды на эти доходы.
Вторая причина внешне хорошего состояния федерального бюджета состоит в супержесткой политике расходов, которую проводит Минфин – ежемесячные суммы расходов выстроены «по линейке». Судя по всему, Минфину удается сдерживать даже финансирование СВО – только на денежные выплаты мобилизованным после 21 сентября должно было уйти не менее 70 млрд. рублей (сумма выплат за один месяц без учета установленных президентским указом «подъемных», которые будут выплачены в ноябре), а прирост непроцентных расходов в октябре по сравнению с сентябрем составил всего 113 млрд. рублей.
В сентябре, когда правительство представляло проект бюджета в Государственную думу, Минфин оценивал общую сумму расходов в текущем году в 29 трлн. рублей. По состоянию на 6 ноября, согласно данным, размещенным на сайте Минфина, эта сумма должна составить 28,45 трлн. Таким образом, за полтора месяца Минфину удалось сократить плановые расходы бюджета на полтриллиона рублей. Если Минфин сможет удержать расходы в заявленных пределах, то дефицит бюджета по итогам года может составить около 1 трлн. рублей (0,7% ВВП), что говорит об устойчивости бюджетной конструкции, по крайней мере, до конца текущего года.
Сергей Горшков
«НОЗС»