Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Некоторые результаты санкционного 2022-го

События 2022 года сделали санкции западных стран одной из основных проблем для российской экономики. Кандидат юридических наук и специалист по комплаенсу Денис Примаков рассматривает некоторые наиболее важные результаты санкционного давления на Россию в результате военных действий на территории Украины, а эксперт РСМД Иван Тимофеев очерчивает возможности для санкций в следующем году.

 

Подводя итоги санкционного 2022-го года эксперты делают несколько существенных выводов.

Во-первых, санкции серьезно затронули физические лица, не связанные напрямую с государственным аппаратом. Российские резиденты столкнулись с невозможностью попасть в шенгенскую зону и запретами на перелеты, а также с проблемами с использованием российской платежной системы в ряде «дружественных» стран. В результате «оценка санкционных рисков как один из элементов комплаенса стал частью жизни физических лиц».

Во-вторых, 2022 год ознаменовал распространение санкционных регуляторов. Сейчас в том или ином виде санкции регулируются российскими Минфином, ЦБ РФ, Минпромторгом, ФНС, МИДом, Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций и Генпрокуратурой. При этом отмечается четыре недостатка нынешнего российского регулирования: отсутствие единого поисковика заблокированных лиц, единого порядка получения разрешений, отсутствие административного порядка обжалования включения в санкционные списки и отсутствие системы единого окна либо сокращения числа ведомств, которые так или иначе занимаются администрированием и контролем за российскими санкциями.

В-третьих, Россия столкнулась с чрезмерным санкционным комплаенсом (overcompliance). Опасаясь вторичных санкций со стороны США, некоторые страны отказались принимать карты «Мир», а российские деньги стали все чаще рассматриваться как токсичные. Эффективность американского санкционного регулятора, а также важность американского рынка привели к тому, что даже некоторые китайские компании стараются не афишировать широко связи с Россией.

В-четвертых, западные страны приложили усилия для того, чтобы улучшить санкционное правоприменение. Свои механизмы информирования о санкционных нарушениях появились у ЕС (EU Sanction Whistleblowers Tool), Великобритании и у различных ведомств в США. Распространение таких механизмов в будущем может улучшить выявление преступлений в этой сфере и высветить различные схемы обхода санкций.

В-пятых, в 2022 году санкции стали распространяться не только на товары, но и на услуги. Так, санкции ЕС запрещают прямо или косвенно оказывать услуги российским компаниям в юридических, бухгалтерских и аудиторских сферах (закреплено в восьмом пакете санкций), а также в PR-сфере, бизнес-консультировании, техническом тестировании, и т.д (статья 5n девятого санкционного пакета ЕС).

Наконец, в этом году стали сильнее просматриваться различия между разными юрисдикциями относительно санкций. Первенство в санкционном давлении на Россию традиционно отведено США, где введён полный запрет на импорт российской нефти (сырой и переработанной). В отличие от Соединенных Штатов, в ЕС пока действует запрет относительно сырой нефти, доставляемой по морю. После переработки продажа нефти в ЕС пока не запрещена. Вместе с тем, внутри самого Евросоюза наметились различные позиции относительно санкций на Россию. Так, наиболее жесткой линии придерживаются страны Балтии и Польша, тогда как некоторые другие страны (в первую очередь, Венгрия) выступают с более умеренных позиций, придерживаясь принципа «не навреди себе».

В итоге, в 2022 году санкционное давление вышло на новый уровень. Объем введенных после 22 февраля санкций сделал Россию лидером по количеству наложенных на нее мер экономического воздействия. При этом «объем введённых ограничений многократно увеличился, но механизм контроля меняется постепенно, а уровень соблюдения остался практически неизмененным и не успевает за правоприменением», – отмечает Примаков. Благодаря этому есть основания полагать, что в последующие годы в фокусе западных регуляторов будет именно контроль за исполнением уже наложенных санкций.

Вместе с тем, нельзя говорить о том, что санкционное давление достигло предела. Как отмечает эксперт  Тимофеев, в следующем году стоит ожидать расширения списка заблокированных лиц, мер экспортного и импортного контроля и увеличения номенклатуры товаров, в отношении которых будут применяться эти меры. При этом наибольшее воздействие окажут не эти новые санкции, а меры, принятые в 2022 году — главным образом, запрет на поставки в Россию микроэлектроники и санкции на энергетический сектор.