После начатой в феврале 2022 года российской военной кампании, большинство совместных проектов России и стран Запада были приостановлены. В их числе — совместные климатические проекты, продолжение которых стало невозможным ввиду западных санкций. В докладе РСМД рассматриваются последствия разрыва отношений России и Запада для климатической политики страны, а также перспективы «зеленого перехода» в России в условиях санкций.
Россия находится в числе стран-подписантов основных климатических соглашений, лежащих в основе современной климатической политики. В 1992 году была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата. В 1997 году был подписан Киотский протокол, обязующий предпринимать усилия по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, а в 2016 году — Парижское соглашение, которое пришло на замену Киотскому протоколу.
Помимо этого подписано значительное количество двусторонних соглашений и программ, в рамках которых происходило взаимодействие по вопросам экологии, особенно между Россией и странами ЕС. Экологическое сотрудничество сторон осуществлялось сначала посредствам программы ТАСИС (Technical Assistance for Commonwealth of Independent States), а потом на смену ТАСИС пришел Европейский инструмент соседства и партнерства. Кроме этого, между Россией и граничащими европейскими государствами действовали программы приграничного сотрудничества, а также экологическое партнерство «Северное измерение» — обе программы были приостановлены в марте 2022 года.
«До конца февраля 2022 г. Россия и Запад разделяли мнение, что санкции не должны влиять на климатические проекты. Но западные санкции 2022 г. оказали влияние на климатические проекты в России», — отмечается в докладе.
По мнению руководителя департамента мировой экономики, заведующего лабораторией экономики изменения климата НИУ ВШЭ Игоря Макарова, санкции отбросили Россию как минимум на три года в достижении поставленных целей в области экологии.
Большинство санкций не затрагивают климатическое сотрудничество напрямую, однако оказывают серьезное косвенное влияние. Так, санкции на финансовый сектор России, такие как отключение ряда российских банков от системы SWIFT и заморозка их активов, делает финансирование климатических проектов затруднительным, а также создают негативные условия для зарубежных инвесторов, готовых их финансировать.
Кроме того, из-за логических проблем, а также решения отдельных организаций прекратить сотрудничество с Россией отечественные компании потеряли доступ к ряду технологий, необходимых для «зеленого» перехода.
Энергетическое сотрудничество также оказалось в значительной степени затронуто санкциями. Помимо запрета на страхование танкеров с российской нефтью, потолки цен на нефть и газ из России, санкции повлияли на развитие в России «чистых» и возобновляемых источников энергии (ВИЭ): водорода и биоэнергетики. Проекты по развитию этих источников энергии российские компании планировали реализовывать совместно с западными компаниями: немецкой Uniper, европейской Enel Group и другими. В результате санкций и общественного давления эти компании покинули российский рынок, продав свои доли местным компаниям. По мнению участников рынка энергетики, это окажет негативное влияние на развитие ВИЭ в России.
Несмотря на санкции и уход из страны иностранных компаний российские власти сохраняют приверженность развитию климатической политики, отмечается в докладе. Развитием ВИЭ занимаются крупнейшие энергетические компании России: «Газпром» и его дочерние компании, «Лукойл», а также «РусГидро», «Интер РАО» и другие. В инвестировании в российские климатические проекты до сих пор заинтересованы инвесторы из Азии.
Источник — РСМД