Российская нефть торгуется выше ценового потолка по всем направлениям кроме европейского, показывают данные российской таможенной статистики, которые проанализировали экономисты. Средняя цена барреля российской смеси Urals составила $74, что на $14 выше потолка цен, принятого странами Запада в качестве санкций. Таким образом, совершенствование механизма соблюдения санкционного режима станет основной задачей для стран, которые ввели потолок цен.
Средняя цена барреля российской нефти составила $74, что выше введенного странами Запада механизма ограничения цен (price cap) в $60, пишет аналитический центр Re:Russia со ссылкой на исследование американских и российских экономистов.
Как отмечают аналитики, о том, что реальная цена нефти Urals может быть выше, чем заявляют российские власти, некоторые экономисты догадывались и ранее. Новое исследование показывает это на основе анализа полученных экономистами данных российской таможни за 2019–2022 годы, которые они сравнили с информацией из альтернативных источников.
Единственное направление, на котором цена нефти опустилась ниже потолка — порты на Балтийском море, через которые до введения санкций осуществлялись основные поставки нефти из России в Европу. Средняя цена за период с 5 по 31 декабря составила там $59,86 за баррель. Немного выше потолка нефть продавалась по трубопроводу «Дружба» и из черноморских портов: по этим направлениям цена за баррель в декабре составила $62,98 и $63,34 соответственно.
Основными маршрутами российской нефти стали Китай и Индия, которые вместе с Турцией теперь получают две трети российского экспорта. При отгрузке из тихоокеанских портов баррель Urals для Китая в декабре стоил $84,28, для Индии — $69,62. Нефть, поставляемая в Китай по трубопроводу, стоила $80,91 за баррель, следует из этих данных.
Таким образом, санкции Запада не достигают своего результата, пишут экономисты. Среди основных факторов, способствующих этому — способность России перенаправить значительные объемы нефти на другие рынки, а также тот факт, что более 50% российской нефти перевозит так называемый теневой флот, к поставкам которого неприменимы санкции.
Более того, механизм имплементации ценового потолка далек от совершенства. Так, европейские страховые и судоходные компании сейчас не обязаны предоставлять документальные свидетельства того, что их контрагенты из Азии соблюдают ограничения, а регулярные проверки не проводятся. Отдельной проблемой является отсутствие контрольного органа по соблюдению санкций на уровне ЕС.
Источник — RE:Russia