Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Компании ушли, но обещали вернуться

Спустя более чем год с начала российской военной операции на территории Украины иностранные компании покидают российский рынок не так быстро, как было заявлено. Если в первые месяцы конфликта процесс «исхода» шел довольно активно, то потом забуксовал. Кроме того, некоторые компании стали осторожно возвращаться на рынок.

 

 

Одна из причин этого заключается в том, что во многих случаях работа иностранных компаний останавливалась не столько по моральным соображениям, сколько в силу технических причин, которые сейчас частично решены, объясняет эксперт Олег Хлевнюк.

После 24 февраля масштаб ухода иностранных компаний из России стал предметом споров и изучения. Было создано несколько реестров, самый цитируемый из которых ведется группой экономистов под руководством профессора Йельской школы менеджмента Джеффри Зонненфельда. Другим похожим реестром выступает база данных Leave Russia Киевской школы экономики. Наконец, отдельное исследование провели швейцарские экономисты Никколо Пизани и Саймон Эвенетт, которые проанализировали базу Orbis, содержащую сведения о 400 млн юридических лиц со всего мира.

Несмотря на различие в методиках и результатах подсчета, эти исследования объединяют выводы о том, что процент покинувших Россию компаний достаточно скромен. Так, в реестре Зонненфельда около 1400 компаний, из которых ушли с рынка или снизил свою активность в России более 1000. По данным реестра Leave Russia только 7% компаний ушли полностью, менее 40% готовятся уйти и 15% снизили активность. Наконец, по данным Пизани и Эвенетта только 8,5% (120 западных компаний) продали или закрыли свои дочерние предприятия в России.
Одной из причин столь небыстрого ухода иностранных компаний могут быть искусственные бюрократические сложности, создаваемые российскими властями. По данным The Financial Times, сейчас очередь на выход насчитывает порядка двух тысяч компаний, то есть около 18%.

«Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, которая одобряет такие сделки, собирается всего три раза в месяц и рассматривает за одно заседание не более семи заявок. Например, испанская компания Inditex нашла покупателя в октябре, а одобрение на сделку получила в апреле, то есть спустя почти полгода», — отмечается в издании.

Кроме того, иногда сделки не удается согласовать. При продаже иностранных активов должны соблюдаться два условия: у профильного ведомства должны отсутствовать возражения, а сумма сделки должна быть минимум на 50% ниже последней оценки стоимости компании или не должна превышать трех годовых показателей EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). Помимо этого, с конца 2022 года от продавца требуют заплатить 10% суммы сделки в бюджет.

Некоторые компании при продаже своих активов оставили для себя варианты быстрого возврата в случае изменения ситуации. Так, например, поступили владельцы сети McDonald’s, которые при заключении сделки предусмотрели опцион на обратный выкуп. Таким же образом поступили ушедшие из России автоконцерны (Ford, Renault, Mercedes-Benz и Mazda).

Кроме того, некоторые иностранные компании, по сути, инсценировали свой уход, сменив «недружественную» юрисдикцию на «дружественную»: среди новых собственников российских офисов западных компаний появились юрлица из ОАЭ, Турции, Казахстана и Китая. 

Наконец, некоторые компании заявили о своем уходе, но позже передумали. Так, американская нефтесервисная компания SLB обещала «немедленно приостановить новые инвестиции и развертывание технологий», однако на деле осталась и даже увеличила бизнес  за счет заказов, оставленных конкурентами. Сообщается, что в ограниченном доступе с недавнего времени начали работать Microsoft и поддержка Intel — обе компании ушли с российского рынка после начала военных действий.

По мнению Олега Хлевнюка, происходящее сегодня свидетельствует о двух тенденциях.

Во-первых, символический эффект, который в начале 2022 года произвел одновременный уход большого числа иностранных компаний, уже сошел на нет. Иностранные товары теперь поставляются по каналам параллельного импорта и их цены чаще всего несущественно отличаются от прежних. Частотность бойкота приводит к тому, что на место ушедших компаний приходят не только российские, но и их западные коллеги, которые решили не уходить.

Во-вторых, приостановка деятельности иностранных компаний в прошлом году во многом была связана не столько с их моральной позицией, сколько из-за объективных факторов: высокой неопределенности, рисков, санкционных запретов, мешающих ввозить продукцию, сложностей с проведением расчетов, волатильностью курса, логистических сбоев, а также дефицита сырья и комплектующих. По мере решения некоторых из этих проблем западные компании возобновляют и свою деятельность.

Источник — RE:Russia