Геопространственная информация. Проблемы и мнения

Данные дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) могут распространяться свободно, могут – по подписке, с оплатой за квадратные метры или гигабайты, а также могут считаться государственной тайной. В мире применяются разные модели, в поддержку каждой из них есть свои аргументы.

 

Большинство из них привели участники XIII международной конференции «Satellite Russia & CIS 2021». Но выбор позиции часто зависит от мировоззрения эксперта. И еще чаще от того, что выгодно компании, которую он представляет. Последнее особенно важно в условиях мирового экономического спада.

Из изоляции

Руководитель группы маркетинга АО «Ракурс» Андрей Пирогов констатирует, что спрос на зарубежные коммерческие продукты и данные ДЗЗ за время пандемии упал. Отчасти это связано с ростом цен.

Коммерческий директор АО «Терра Тех» Владимир Финогенов отмечает, что российские разработчики от этого только выиграли: «У нас спрос на мониторинг существенно вырос. К нам обратились компании, владеющие зарубежными активами, лишившиеся других возможностей наблюдать за своими объектами».

Причем спрос вырос не только на саму съемку, но и на услуги интерпретации.

«Сами данные не так важны. Через год-два они ничего не будут стоить. Главной ценностью становится продукт, извлеченный из этой информации. Поэтому наши компании нацелены на то, чтобы обеспечивать обработку данных в автоматическом режиме», – объясняет заместитель директора департамента навигационных космических систем (ГЛОНАСС) госкорпорации «Роскосмос» Валерий Заичко.

 

Открытый космос

«Роскосмос» часто упрекают в том, что он пытается контролировать те процессы, которые должен регулировать рынок. Это тормозит развитие отрасли и, в конечном счете, уменьшает обороноспособность страны.

«На западе мы видим, что объем данных со спутниковых систем постоянно растет, поток информации автоматизирован и удобен для работы. И теперь мы ждем от Российской Федерации, чтобы наши данные были так же доступны для разработчиков. Это позволит развивать рынок. Я надеюсь, что когда-нибудь мы увидим платформу, в которой содержатся данные “Роскосмоса” и которую могут использовать сторонние компании для построения цепочек с добавленной стоимостью», – рассказывает генеральный директор ООО «Геоалерт» Георгий Потапов.

Сходные пожелания озвучивает и генеральный директор ООО «Лоретт» Владимир Гершензон: «Хотелось бы, чтобы программы “Роскосмоса” стали доступными для широкого круга разработчиков и тестировщиков. Чтобы сообщество понимало реальные качество, стоимость и оперативность этих данных».

 

Спутники и беспилотники

Но у каждого участника рынка свои интересы. И то, что приносит прибыль производителям конечного продукта («Лоретт» работает с космическими снимками уже на Земле), требует больших расходов от предприятий, стоящих в начале технологической цепочки.

«Работы по созданию малых космических аппаратов дистанционного зондирования Земли идут не так быстро, как нам хотелось бы», – признается представитель компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Михаил Валов.

По его словам, спутники для связи, навигации, геодезии и науки уже созданы и применяются по предназначению, а российские космические аппараты ДЗЗ до сих пор находятся на стадии разработки. С финансированием и кооперацией в этой сфере все больше проблем.

Впрочем, для работы АО «Терра Тех», по словам ее коммерческого директора Владимира Финогенова, технических возможностей хватает: «Сегодня Россия располагает собственной космической группировкой, мы используем более десяти отечественных аппаратов, а также данные зарубежных спутников». Помимо спутников, компания активно применяет БПЛА, а также нейросети – они позволяют увеличить точность и свести участие оператора к минимумму.

Всего разработано семь сервисов для решения разных задач:

  • Экомониторинг
  • Контроль строительства
  • Контроль лесов
  • Управление сельским хозяйством
  • Действия при чрезвычайных ситуациях
  • Использование земных недр

Главной разработкой Валерий Заичко называет сервис предупреждения о пожарах и паводках. Этот сервис, по словам специалиста, действует практически в реальном времени.

 

Достаточно двух аппаратов

Перечисляя достижения «Терра Тех», важно помнить, что компания создана по инициативе «Роскосмоса» для коммерциализации сервисов на основе ДЗЗ. Так что вопрос доступности космических съемок остальному бизнес-сообществу остается открытым.

«Права на ДЗЗ, получаемые с российских космических аппаратов, принадлежат государству. От имени Российской Федерации этими правами распоряжается “Роскосмос”. Права на использование данных предоставляются на основании лицензионного договора», – объясняет Валерий Заичко.

«За рубежом программы, сделанные за счет налогоплательщиков, доступны всем, в том числе иностранным гражданам, – оппонирует Гершензон. – В результате мы в России с удовольствием пользуемся результатами американских и европейских космических программ. Чтобы стать конкурентоспособным игроком на рынке связи, необходимо запускать в космос целые созвездия спутников. Для эффективного ДЗЗ иногда достаточно одного или двух умело запущенных аппаратов. Так работают израильский EROS и канадский RADARSAT».

 

Бизнес-космодром

Эксперты компании Allied Market Research прогнозируют, что к 2027 году мировой рынок анализа геопространственной информации составит 158 млрд долларов. Российские специалисты настроены не так оптимистично.

«Лет через 5–10 съемки из космоса просто не будут нужны. Всё будут делать дроны, ДЗЗ просто устареет. Это крайне затратный, наукоемкий, низкомаржинальный сектор бизнеса. Адекватных отчетов по рынку нет, причем ни по российскому, ни по мировому. Посмотрите на любую компанию – Planet Labs, ICEYE, Capella Space. Сто миллионов долларов вложено в маркетинг, а прибылей нет! Maxar Technologies отдал свои наработки на сторону: приходите, размещайте свои алгоритмы, обрабатывайте наши снимки. А доступ к платформе стоит 100 тысяч долларов. И никто его не купил», – утверждает Андрей Пирогов.

«Всегда можно найти ниши, в которых прибыль возможна, – не сдается Гершензон. – Мой прогноз другой: сейчас будет запускаться все больше космических аппаратов. И разрешение один-два метра с орбиты станет квалификационной нормой».

Одним из направлений коммерциализация космоса Гершензон называет пиар. Демонстрация на орбите возможностей нового прибора станет залогом его высоких продаж уже на Земле.

Другой выход предлагает Валерий Заичко: «Для того чтобы действительно расширить возможности коммерческих организаций, не только по использованию данных (разработка вторичных продуктов с добавленной стоимостью), но и по выходу на рынок создания космических аппаратов и строительства космодромов, мы подготовили законопроект. Он называется “Дистанционное зондирование Земли из космоса”. Первая редакция отправлена в орган государственной власти. Закон призван урегулировать и коммерческую деятельность по ДЗЗ, и партнерство государства и бизнеса».

С тем, что такой закон необходим, согласны все. Но от того, как именно он будет сформулирован в последней редакции, зависит судьба отрасли: и бизнеса, и государственных структур. Хотя бы в этом едины все эксперты.

 

Авторы - Владимир Воробей, Александр Яцуренко

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 2 (67), 2021 г., Санкт-Петербург

Партнеры