Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ВТС с Индией: новые перспективы и упущенные возможности

Авторы Владислав Игнатов, Артур Махлаюк 

С 2018 по 2022 г. Индия оставалась крупнейшим в мире импортером вооружений. Угрозы безопасности, планы развития собственного ВПК, а также нерешенные геополитические задачи оказали значительное влияние на закупки Индией вооружений и военной техники. Россия уже на протяжении нескольких десятилетий занимает позицию основного поставщика, однако в последние годы тенденция несколько меняется.

 

Так, доля Российской Федерации в индийском импорте ВиВТ изменилась с более чем 60 до 45%. Наряду с этим в период с 2018 по 2022 г. Франция стала вторым по величине поставщиком систем в Индию с долей в 29%, а третью позицию заняли США с 11%.

Рассмотрим, с чем связаны такие изменения в динамике военно-технического сотрудничества Российской Федерации и Республики Индия, изучив некоторые актуальные договоренности и проигранные ранее тендеры, а также планы, о которых в последнее время сообщали официальные лица.

Прежде чем обратиться к экспорту российской продукции, стоит выделить ряд особенностей, которые свойственны системе оборонных закупок Индии в последнее десятилетие. Отчетливо можно выделить две стратегии Нью-Дели: движение в сторону снижения зависимости от оружейного импорта за счет формирования собственных компетенций и локализации производств на своей территории, а также диверсификация экспортеров. Соответственно, чрезвычайно активно, хоть и с большими трудностями, развивается индийский военно-промышленный комплекс – разрабатываются новые вертолеты, истребители и другие типы вооружений, которые становятся прямыми конкурентами не только российским, но и любым другим системам. Процесс оборонных закупок (как и разработка собственных видов вооружений) традиционно сопровождается инертной и тяжеловесной бюрократической машиной, которая значительно удлиняет реализацию соглашений на международном уровне и не способствует решению внутренних национальных задач по формированию полноценного оборонно-промышленного комплекса.

Ключевыми детерминантами принятия решений об импорте какой-либо системы оказываются не только тактико-технические характеристики, цены и потребность в определенном виде техники и вооружений, в том числе в контексте актуальных угроз безопасности, но и возможность лицензионного производства на территории Индии с учетом видения перспектив развития собственного ВПК.

 

Этапы и перипетии

Если говорить о ВТС России и Индии, в последние десять лет можно выделить два этапа. Период с 2012 по 2018 г. оказался неудачным для работы в этом направлении – российские системы уступили западным в ряде масштабных тендеров, совместные проекты затягивались и крупные контракты не заключались. Более того, в 2017 г. добавился фактор санкций – США приняли закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA), который, как ожидалось, мог быть использован для давления на Нью-Дели с целью уменьшения объемов сотрудничества с Россией по направлению ВТС.

Наиболее тяжелым для российско-индийского ВТС стал 2012 г., когда российские системы столкнулись с целой чередой поражений в крупных тендерах. Особо неудачным этот год стал для вертолетных систем. Во-первых, модернизированный тяжелый вертолет Ми-26Т2 Halo проиграл американскому Boeing Chinook CH-47F в тендере на почти миллиард долларов, во-вторых, Ми-28НЭ («Ночной охотник») уступил американскому AH-64D Apache Longbow, в-третьих, отечественный Ил-78МК-90 потерпел поражение в баталии с топливозаправщиками американской Boeing (KC-767AT) и французской Airbus (A330MRTT). Как сообщается, в большинстве случаев основной причиной выбора в пользу западных систем стали проблемы с пост-продажным обслуживанием и экономической эффективностью с точки зрения потребления топлива, хотя ценовое предложение российских ВС было привлекательнее.

 

Нынешний этап развития отношений России и Индии в области военно-технического сотрудничества характеризуется, в первую очередь, принятым индийским руководством курсом на локализацию производства продукции военного назначения на индийских предприятиях на основе принципов «Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия»

Дмитрий Шугаев, директор ФСВТС РФ

 

Следующий этап, который, как кажется, продолжается до сих пор, начался осенью 2018 г., когда, несмотря на опасность санкций, во время визита президента РФ в Индию был подписан контракт на поставку пяти полков ЗРК С-400 «Триумф» на сумму 5,43 млрд долларов. Планируется, что до конца 2023 г. индийская сторона получит все пять партий (в январе 2023 г. была поставлена третья). Отметим, что закон CAATSA, хотя и был значительной угрозой, но не смог заставить Нью-Дели отказаться от российских систем. Соответственно, успешная реализация этого контракта, а также договоренностей, которые обсуждались после 2018 г., позволят России сохранить лидирующие позиции в индийском импорте вооружений.

Наряду с упомянутыми тендерами, одним из самых известных, в котором российская продукция потерпела поражение, стал конкурс на поставку для ВВС Индии истребителей на замену устаревшим МиГ-21. Известным этот конкурентный отбор стал не только из-за поражения российского МиГ-35, не прошедшего в финал. Процесс реализации закупочных процедур оказался весьма скандальным, сам контракт изменялся не раз, а первые поставки победившего французского Dassault Rafale были осуществлены спустя несколько лет после заключения первоначального соглашения. Еще одна интересная особенность, которую в контексте этого тендера обсуждают эксперты, – это аргумент индийской стороны относительно недостатков радара МиГ-35 с фазированной антенной решеткой «Жук-МАЭ». Позже именно эти радары были выбраны для модернизации истребителей МиГ-29.

При любом раскладе поражение в этих тендерах стоило примерно 13,5–14 млрд долларов для российских производителей ВиВТ. Если учитывать возможные поставки транспортных самолетов, то потери экспортеров могут быть оценены почти в 15 млрд долларов. Поражения, в том числе, объяснялись тем, что на испытаниях были представлены только прототипы – Ми-28Н начали производить серийно только в 2008 г., а производство МиГ-35 еще не было налажено.

Еще один многострадальный проект – вертолет Ка-226Т – до сих пор находится в подвешенном состоянии. Контракт на поставку 200 таких вертолетов в интересах ВС Индии был подписан еще в 2015 г. В рамках базовых условий часть этих машин должны были производить на территории Индии под эгидой российско-индийского предприятия Indo-Russian Helicopters Limited. Однако «Вертолеты России» столкнулись со множеством препятствий (в том числе с поиском партнеров для производства ряда деталей), и реализация проекта откладывалась. Раз в несколько лет появлялась информация о том, что производство вот-вот начнется, однако этого так и не случилось, поэтому в 2021 г., как сообщалось, было принято решение отказаться от производства вертолетов в Индии и закупить готовые машины. В феврале 2023 г. переговоры о локализации были официально заморожены, поскольку индийскую сторону не устроил предлагаемый объем локализации производства.

Индия также участвовала с Россией в совместном проекте HAL и Су по разработке истребителя «пятого поколения». После успеха российско-индийского предприятия «Брамос» в 2007 г. возлагались надежды и на авиационную отрасль, а именно на Су-57, на базе которого и должен был быть создан FGFA (Fifth-Generation Fighter Aircraft). В процессе между сторонами возникли разногласия, в том числе технологические. В 2018 г. индийская сторона вышла из этого проекта, но официальное подтверждение было получено только в 2021 г.

В апреле 2022 г. появилась информация об отказе Индии приобрести 48 вертолетов Ми-17В5. Официальная информация не публиковалась, однако источники считают, что это решение было принято в пользу развития собственного индийского производства вертолетов средней грузоподъемности.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.