«Русский витязь» инженера Сикорского

107 лет назад началась история отечественной тяжелой авиации – 26 мая 1913 года в небо впервые поднялся четырехмоторный самолет «Русский витязь». Его создателем был молодой петербургский конструктор Игорь Сикорский. 

 

 

«Русский витязь» стал первым в мире цельнодеревянным четырехмоторным самолетом-бипланом, а его последователь «Илья Муромец» − первым в мире серийным четырехмоторным самолетом. Изобретения Сикорского положили начало новому направлению в авиации и стали прародителями для современных тяжелых бомбардировщиков, транспортников и пассажирских авиалайнеров.

«Русский витязь» взлетает 

Майским утром 1913 года на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге собралось большое количество зрителей. Они пришли, чтобы своими глазами увидеть событие, которое позже войдет в мировую историю авиации. В этот день должен был состояться первый полет большого четырехмоторного самолета весом более 4 тонн, который называли «Гранд» или «Русский витязь». Строительство самолета и предстоящий полет были окружены скептическим вниманием. В то время считалось, что самолеты уже достигли предела своих размеров, а большая авиация невозможна. 

Sikorsky-LeGrand.jpg
Ранняя двухмоторная версия «Русского витязя» «С-21 Гранд»

Тем не менее самолет-гигант успешно поднялся над аэродромом, сделал несколько кругов и совершил мягкую посадку, вызвав овации наблюдателей. «Русский витязь» был в четыре раза тяжелее самого большого самолета, существовавшего на тот момент в мире. За рубежом известия о его полете восприняли как мистификацию. В России же новость была принята с огромной радостью, ведь создателем самолета был соотечественник, к тому же очень молодой. За день до первого полета конструктору «Русского витязя», студенту Санкт-Петербургского политехнического института Игорю Ивановичу Сикорскому исполнилось всего 24 года. 

Однако к этому возрасту Сикорский, с детства интересовавшийся естественными науками и механическими устройствами, уже успел разработать несколько моделей вертолетов и самолетов. Первые аппараты он собирал в своей комнате и в сарае отцовского имения. С 1912 года Сикорский продолжал эксперименты уже в должности главного инженера на созданной недавно авиационной фабрике Русско-Балтийского вагонного завода. Аэропланы и бипланы Игоря Сикорского участвовали в соревнованиях, ставили рекорды, состояли на службе в армии, но главные победы конструктора были еще впереди. 

Будущее авиации за тяжелыми, но быстроходными аппаратами, которые своей громадной скоростью и массой дадут авиатору надежную опору в воздухе

Игорь Сикорский

Сикорский часто сам управлял своими самолетами, и один опасный инцидент подтолкнул его к идее многомоторных машин. Во время полета в карбюратор попало насекомое, и мотор вышел из строя. Сикорский с трудом посадил самолет, находясь на волоске от гибели. Теория о том, что многомоторный самолет может лететь, даже если один или несколько моторов ломаются, нуждалась в практическом подкреплении. Кроме того, такие машины могли поднимать больше грузов, брать на борт пассажиров и больше топлива, а значит, летать дольше и дальше. 

Большую поддержку в создании «Русского витязя» оказал председатель Русско-Балтийской вагонной компании М.В. Шидловский. Он заразился энтузиазмом Сикорского и дал добро на строительство самолета. Позже, во время Первой мировой войны, Шидловский возглавит Эскадру воздушных кораблей, состоявшую из бомбардировщиков Сикорского. 
 

Устройство «Русского витязя»

В первой версии самолет назывался «С-21 Гранд» (фр. Le Grand) и имел два мотора. Позже Сикорский добавил еще два мотора и поставил их в ряд на передней части крыльев. Самолет с четырьмя двигателями и получил название «Русский витязь». В нем использовались стосильные немецкие двигатели «Аргус».

Интуитивно Сикорский выбрал конструкцию с широким размахом крыльев. Также самолет отличали четыре больших киля и длинная хвостовая балка фюзеляжа. Конструкция была сделана из дерева. Самолет имел невероятную по тем временам большую закрытую кабину с открытым балконом в передней части. По бокам кабины имелись выходы на крылья для осуществления ремонта моторов в полете. 

1920px_Sikorsky_Grand_front_5958737357_grayscale,_contrast_stretched.jpg
Передняя часть аэроплана с остекленной кабиной и четырьмя двигателями, смонтированными в двух парах

Машина могла перевозить до 737 кг груза и разгоняться почти до 100 км/ч. Экипаж состоял из 3 человек, еще 4 пассажиров можно было принять в отдельной каюте, в которой они даже могли подниматься и ходить во время полета. «Русскому витязю» требовалась для взлета полоса в 700 метров. 

Самолет совершил более 50 вылетов и поставил мировой рекорд по продолжительности полета – 1 час 54 минуты. Большой интерес вызывала машина у военных. Своим вниманием отметил «Русского витязя» и император Николай II. Специально, чтобы показать императору самолет, Сикорский отправился на нем в Царское Село. Николай II осмотрел самолет, высоко оценил успех конструктора и наградил его часами. 

2560px_Sikorsky_Le_Grand_flying_rear_view_Woodhouse_1917_cropped.jpg
Ранняя двухмоторная модификация «Русского витязя» во время полета

Жизнь «Русского витязя» была недолгой. 11 сентября 1913 года Сикорский готовил самолет к очередному полету, когда над аэродромом пролетал известный летчик Габер-Волынский. С его самолета сорвался двигатель и сильно повредил коробку крыльев «Русского витязя». Машину решили не восстанавливать, так как деревянная конструкция к тому времени уже вызывала опасения. Кроме всего прочего, Игорь Сикорский уже вынашивал идею о новом самолете, в котором планировал устранить выявленные недостатки своего первого гиганта. А «Витязь» сделал свое дело, доказав жизнеспособность схемы, и позволил получить большой опыт полетов.
 

Новый «богатырь» Сикорского 

Новый самолет был готов в декабре того же года. В продолжение сказочно-исторической темы он получил название «Илья Муромец». Машина была разработана авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода под руководством Сикорского. От «Русского витязя» в нем осталась только общая схема и модель двигателей, все остальное было переработано. 

1920px_Sikorsky_Ilia_Muromets_prototype_landing_5959302120_grayscale.jpg
Прототип самолета «Илья Муромец» в процессе посадки

Сикорский продолжал постепенно увеличивать самолет. «Илья Муромец» весил уже почти 5 тонн, а размах крыльев вырос до 31 метра. Самолет обладал вдвое большими по сравнению с «Витязем» нагрузкой и максимальной высотой полета. Кабина самолета стала еще более комфортной, в ней появились большие окна со всех сторон. Для пилотов и пассажиров были оборудованы спальня и туалет. Для обогрева салона использовались выхлопные газы двигателей, ветряные генераторы обеспечивали электрическое освещение.  

4.jpgВ феврале 1914 года «Илья Муромец» совершил небывалый полет над Санкт-Петербургом с 16 пассажирами на борту. Конструктор практиковал полеты над городом на низкой высоте, на которые не решались другие пилоты, чтобы продемонстрировать надежность машины и привлечь внимание горожан. Такие полеты парализовывали движение в городе, вызывая неизменное восхищение петербуржцев мощным и шумным самолетом. 

В июне 1914 года Сикорский пошел на еще один рискованный шаг. Он верил, что большие самолеты могут преодолевать большие расстояния. Чтобы доказать это, второй «Илья Муромец», оснащенный более мощными двигателями, с экипажем из четырех человек совершил перелет по маршруту Санкт-Петербург – Киев длиной 1100 км всего с одной посадкой для дозаправки. Пройдя через многие опасности, Сикорский и его команда снова заслужили восторженные отклики и одобрение императора.
 

«Илья Муромец» на боевом посту 

С началом Первой мировой войны появилась возможность проверить «русского богатыря» в боевых действиях. Масштабного опыта войн в небе на тот момент не было ни у одной из сторон, и все происходило методом проб и ошибок. Не хватало опытных пилотов, которые в то время были штучным товаром и предпочитали самолеты иностранного производства, с недоверием относясь к машинам Сикорского.  

Только к концу 1914 года закрепилось военное назначение «Ильи Муромца» − самолет стал первым русским тяжелым бомбардировщиком. Была организована первая в мире авиационная бомбардировочная эскадра. Она совершала успешные вылеты; кроме того, самолеты использовались в качестве разведчиков. В конце концов «Илья Муромец» добился большого уважения среди военных. Всего было собрано более 70 самолетов этой модели, около 60 из них участвовали в боях Первой мировой войны.

1920px_Sikorsky_Ilia_Muromets_S_27_type_E_Yeh_2_5959302372_grayscale.jpg
Бомбардировщик «Илья Муромец» типа Е

После Октябрьской революции Игорь Иванович эмигрирует сначала в Европу, затем в США, где становится основателем американской школы вертолетостроения. В Советской России «Илья Муромец» еще некоторое время применялся в военных действиях, а затем – в почтово-пассажирской авиации. 

«Русский витязь» и появившийся в результате его развития «Илья Муромец» стали прототипами для всей будущей тяжелой авиации не только в России, но и в мире. Современная стратегическая авиация, гиганты-транспортники и пассажирские авиалайнеры обязаны своим появлением первым многомоторным «тяжеловесам» Игоря Сикорского.

Источник - Ростех

Партнеры