Сегодня в новых обстоятельствах и сложных геополитических реалиях диверсификация расценивается как необходимое условие развития ОПК. Эти процессы отметили участники регионального форума по диверсификации ОПК «Лидерство на гражданских рынках», организаторами которого выступили ПСБ и компания «Иннопрактика».
На мероприятии, которое прошло в конце мая в Санкт-Петербурге, подвели итоги третьего национального рейтинга диверсификации предприятий ОПК, а также обсудили перспективы развития выпуска гражданской продукции оборонными предприятиями.
Локомотив импортозамещения
Проведение исследования барьеров и лучших практик диверсификации – совместная инициатива ПСБ и компании «Иннопрактика». Итоги первого рейтинга «Лидерство на гражданских рынках» были обнародованы в августе 2020 года на площадке международного военно-технического форума «Армия», итоги второго рейтинга – спустя год на «Армии-2021». В мае 2022 года в Петербурге подвели итоги уже третьего рейтинга.
На пленарном заседании форума «Диверсификация ОПК: импортозамещение как фактор роста в новых экономических реалиях» председатель ПСБ Петр Фрадков отметил изменение самой парадигмы диверсификации: «Диверсификация начиналась как процесс создания своего рода подушки безопасности для предприятий ОПК, которая позволяла бы им сохранять финансовую стабильность при снижении объемов гособоронзаказа. А сейчас диверсификация становится базовым условием для развития промышленности и ОПК. И именно предприятия ОПК в текущих экономических условиях становятся локомотивом процессов импортозамещения – они обладают и компетенциями, и кадрами, а диверсификация внесет существенный вклад в обеспечение технологического суверенитета страны. Для ПСБ как опорного банка ОПК один из приоритетов составляет поддержка предприятий, выполняющих гособоронзаказ, в их работе по развитию проектов диверсификации».
Первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова сказала, что несмотря на последствия пандемии COVID-19 и беспрецедентное санкционное давление предприятия ОПК обладают большим потенциалом для импортозамещения: «Мы считаем, что интенсивная кооперация сектора ОПК, частного бизнеса, вузов и научных организаций при поддержке институтов развития позволит быстро наращивать производство высокотехнологичной продукции, заполнять открывающиеся рынки и тем самым ускорить развитие диверсификации ОПК и обеспечить высокие темпы импортозамещения».
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Василий Шпак оценил новую реальность для российской промышленности как «положительную, и даже позитивную», поскольку, в связи с уходом с российского рынка зарубежных компаний, «образовалось большое количество ниш, которые мы совершенно точно можем и должны занять». В качестве позитивного примера Шпак привел рост объема заказов в радиоэлектронике, производстве медтехники, разработке и производстве промышленного ПО: «Заказы выросли не просто на проценты, заказы выросли кратно. Многие предприятия к концу апреля – началу мая были уже законтрактованы в рамках своей производственной деятельности до середины следующего года, и увеличение заказов будет продолжаться».
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Алексей Корабельников сообщил, что у города большой потенциал для импортозамещения и уже есть успешный опыт сотрудничества городских структур с ОПК в этом направлении: «Сейчас тот момент, когда это сотрудничество нужно интенсифицировать, развивать. Если раньше это было на уровне целеполагания, государственных программ, стратегического видения, то сейчас у нас просто нет другого выхода, кроме как тесно работать над замещением той продукции, которая раньше приобреталась за рубежом. Причем нужно думать о том, как воспользоваться ситуацией, в которую мы попали, – не с точки зрения закрытия рисков, а с точки зрения возможностей для развития».
Вице-губернатор поблагодарил ПСБ за работу координационного и финансового характера, которую банк осуществляет для поддержки предприятий ОПК в моменте и для обеспечения их развития. «Беспрецедентные условия, которые ПСБ предоставляет, – хорошая поддержка бизнеса, а в совокупности с государственными программами, которые сейчас вводятся, они могут дать хороший импульс для развития», – добавил он.
Реализованными успешными кейсами диверсификации ОПК с импортозамещающим эффектом поделился генеральный директор Северо-Западного регионального центра Концерна ВКО «Алмаз-Антей» Михаил Подвязников. Институту прикладного материаловедения концерна уже удалось заместить шесть наименований материалов, которые ранее выпускались только за границей. Их уже внедрили в военное производство, идут работы по внедрению в гражданское направление. В Центре аддитивных технологий создан пластиковый 3D-принтер, также получен заказ почти на 1000 принтеров для российских школ на замену китайским устройствам. Ведутся работы по металлическому, песчаному, керамическому 3D-принтерам. Предприятия концерна производят продукцию и в интересах города: при ремонте Биржевого моста удалось заменить немецкое оборудование, сейчас ведутся работы по замене немецкого проходческого щита для Метростроя.
О богатом опыте работы с предприятиями ОПК в части замены зарубежной продукции рассказал заместитель председателя правления – начальник департамента 623 ПАО «Газпром» Олег Аксютин. В начале 2000-х годов в кооперации с двигателестроительным заводом «Пермь» был создан импортозамещающий газоперекачивающий агрегат «Урал», а взаимодействие с производителями трубной промышленности позволило увеличить поставки отечественной трубы для нужд «Газпрома» с 26% в 2005 году до 100% в 2016 году. «Газпром – один из крупнейших потребителей высокотехнологичной продукции, у нас большая инвестиционная программа, мы оказываем влияние на развитие российской промышленности», – сказал Аксютин. Он также призвал не просто к импортозамещению, а к импортоопережению и технологическому развитию.
Рыночность – это в первую очередь качество
О рыночности и ее принципах говорили много, потому что гражданский сегмент работы ОПК – это рыночный сегмент. «Сегодня для российских производителей ситуация, с одной стороны, упростилась – многие предприятия ушли или уходят с рынка. Но, с другой стороны, именно это особенно остро ставит вопрос рыночности, потому что рыночность – это даже не конкурентоспособность, а в первую очередь качество. И особенно важно в условиях пониженной конкуренции это качество обеспечить. Мне кажется, что этот подход нельзя менять», – обозначил позицию Петр Фрадков.
Смена парадигмы диверсификации ОПК должна сопровождаться и концептуальными изменениями – предприятиям следует признать работу по гражданским проектам такой же существенной, как и работу по государственному оборонному заказу. «Важный момент по поводу изменения парадигмы загрузки ОПК продукцией гражданского назначения. Для частных заказчиков должна быть обеспечена стабильность работы с точки зрения спроса, устойчивости процессов. Это должна быть серьезная защищенная деятельность, такой бизнес-сегмент у предприятий ОПК, который однозначно гарантировал бы частным заказчикам, что “в наши сроки оборудование для нас будет произведено и поставлено”», – комментирует Олег Аксютин.
На этом же акцентировал внимание и генеральный директор АНО «Инновационный инжиниринговый центр» Николай Колпаков. Он отметил, что система заказа со стороны государства позволила оборонным предприятиям сохранить баланс возможностей, оборудования, технологий, который может стать базисом для того, чтобы развернуть программу импортозамещения. Но есть и обратная сторона. «Работая с предприятиями ОПК, мы часто сталкиваемся с тем, что перекладывание механизмов или инструментов работы в сфере ГОЗ, перенос подхода убивает сам принцип рыночности для потенциальных заказчиков», – сетует эксперт.
О том, что работа по гособоронзаказу накладывает отпечаток на производство гражданской продукции, говорил и Михаил Подвязников.
Во-первых, низкая рентабельность ГОЗ ограничивает возможности предприятий инвестировать собственные средства в производство ПГН. «В целом при том обороте продукции военного назначения, которую мы выпускаем в Северо-Западном центре, при нормальной рентабельности и своевременной оплате работ мы могли бы совершенно спокойно развиваться сами. Если бы рентабельность была та, что заявлена, мы могли бы развиваться и переоснащаться за счет собственных средств – в том числе и для гражданской продукции. К сожалению, пока этого не происходит, проблема сегодня обострена».
Заместитель министра промышленности и торговли Шпак соглашается, что в рамках одного предприятия совместить эти две модели – ГОЗ и не-ГОЗ – невозможно, поскольку у них совершенно разная культура производства, разные требования к конечному продукту, системе учета себестоимости и т.д. В качестве одного из вариантов решения этой неопределенности Шпак предложил предприятиям ОПК идти по пути создания дочерних компаний, «выделять там продукты, участвовать в имуществе головного предприятия с точки зрения поручительства при получении кредита в банке, получать донорство с точки зрения станочного парка, распределения остальных ресурсов».
Поддержка диверсификации
Генеральный директор ОАО «Межведомственный аналитический центр» Владимир Довгий констатировал, что нынешние условия для диверсификации ОПК отличаются от тех, что были шесть лет назад, когда президент установил целевые показатели этого процесса. «Мы видим, что ГОЗ как минимум не снижается, а 50% доли гражданской продукции в выручке предприятий необходимо обеспечивать. Поэтому, если следовать математике, в ближайшее время предприятия, выполняя целевые задачи, должны “удвоиться”. Понятно, что без мер господдержки это сделать невозможно», – отметил он.
В России уже создана и успешно функционирует система мер поддержки оборонных предприятий, которая осуществляется по линии профильных ведомств, фондов и институтов развития. Однако в сегодняшней турбулентной макроэкономической и непростой внутриэкономической ситуации предприятиям требуются дополнительные инструменты. Для ПСБ как опорного банка ОПК одним из приоритетов является поддержка предприятий, выполняющих гособоронзаказ, в их работе по развитию проектов диверсификации.
Вице-губернатор Корабельников отметил, что стратегия работы администрации Петербурга в плане поддержки промышленности полностью ложится в канву того, что делается на федеральном уровне. «Мы стараемся и снизить административную нагрузку в той мере, в какой это находится в компетенции городских властей, и предпринимать усилия для того, чтобы оборотные средства у компаний появлялись, – естественно, в силу наших возможностей мы в основном концентрируемся на МСП, но что касается вопросов развития, здесь они, конечно, покрывают и крупные системообразующие предприятия», – рассказал он.
Наталья Попова уверена, что задачу по достижению целевых показателей диверсификации и импортозамещения предприятия ОПК могут выполнить только в связке с высокотехнологичным бизнесом.
Без «высокотеха» построить современную экономику невозможно, считает Василий Шпак. А потому эта сфера тоже требует поддержки со стороны государства. «Мы обладаем полным набором инструментов по поддержке на всех уровнях технологических переделов создания радиоэлектронной продукции: разработки материалов, специальной химии, сырья, средств производства электронного машиностроения, средств автоматизированного проектирования, разработки электронной компонентной базы (ЭКБ), модулей на ее основе, разработки аппаратуры. Есть целый перечень инструментов – это наши субсидии, государство софинансирует большую часть затрат, причем авансом», – поделился замминистра. Например, предприятия, создающие ЭКБ и модули на ее основе, получают до 90% субсидирования авансом; создающие радиоэлектронную продукцию и программно-аппаратные комплексы на основе искусственного интеллекта – до 70% субсидирования авансом.
Кроме того, серьезная программа поддержки импортозамещения организована по линии федерального и региональных фондов развития промышленности, разработаны программы для создания комплектующих, узлов, агрегатов, планируется усиление инструментария по льготному кредитованию, в том числе, через ПСБ.
Также Шпак рассказал, что руководство Минпромторга будет работать над тем, чтобы заказчики гражданской продукции оборонных предприятий заключали с последними долгосрочные контракты по системе жизненного цикла. Это позволит создать глубину заказа для ОПК, уверен замминистра.
Сами частные заказчики гражданской продукции ОПК тоже выступили с инициативой и предложили обеспечить увеличение серийности продукции, а значит, и снижение накладных расходов на единицу продукции за счет консолидации спроса. Такой опыт уже нарабатывается.
«Единичные изделия технически сделать можно, компетенции и технологические возможности уникальные есть, но пока нет серии, мы будем все время проигрывать. Наша задача – вместе с корпорациями-партнерами выработать механизм, который позволял бы формировать распределенную серию между несколькими корпорациями одновременно», – сформулировал Николай Колпаков.
Он подробно рассказал об этом механизме: «Инвестиционные программы корпораций – это наш базис. Объединяя задачи нескольких инвестиционных программ компаний и корпораций, мы выходим на техническую реализацию и объединение потенциальной серии, унификации серии для потенциальных поставщиков. Стало возможным объединять и унифицировать серийность продуктов, относительно которых мы начали это взаимодействие».
При этом важно учитывать, что механизм принятия решений у разных компаний индивидуален. Предлагается унифицировать принятие решений по техническим вопросам через формирование координационных советов, совместных проектных офисов.
Обсуждение перспектив выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК продолжится на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022», который пройдет с 15 по 21 августа в подмосковном конгрессно-выставочном центре «Патриот».
©«Новый оборонный заказ. Стратегии»
№ 3 (74), 2022 г., Санкт-Петербург