Алексей Лихачев, Росатом: «Нам нужны в атомной промышленности десятки тысяч человек <…> 30-35 тысяч - это наша потребность в кадрах до 2030 года»

Санкции на судостроение: отложенный эффект

Влияние санкционных мер США и ЕС на поставку судового оборудования российская судостроительная отрасль начнет ощущать, вероятно, c 2023 года. Для того, чтобы избежать кризиса в отрасли, уже сейчас необходимы широкие меры поддержки, уверены эксперты.

 

 

Как утверждает глава информационного агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров, в 2022 году не следует ожидать снижения уровня сдачи гражданских судов в России. Во-первых, многие суда уже находятся в высокой степени готовности, а во-вторых, закупка ключевого иностранного оборудования была осуществлена до наложения санкций. По прогнозу Бурмистрова, сдача гражданских судов сохранится на уровне 2021 года и составит 50 единиц.

Так, считает эксперт, в 2022 году можно ожидать сдачу первого серийного танкера проекта 114К «Афрамакс», сухогрузов RSD59, атомного ледокола проекта 22220. Возможно будут достроены головные и первые серийные рыболовные суда проектов СТ-192 и 170701.

Вместе с тем для судов, сдача которых была запланирована на 2023-2025 годы, сроки строительства могут существенно сдвинуться вправо. Прежде всего из-за необходимости замены судового комплектующего оборудования. Это повлечет внесение изменений в уже утвержденные проекты и существенно увеличит финальную стоимость судов.

При этом, по словам Бурмистрова, в меньшей степени сдвинутся сроки сдачи сухогрузных судов - при их строительстве используется меньше иностранного оборудования, и уже есть задел по импортозамещению. Чего нельзя сказать о рыболовных, краболовных, пассажирских и научных судах, которые окажутся под большей угрозой невыполнения.

В незначительной степени пострадает и военное кораблестроение: доля импортного оборудования на технике, поставляемой по ГОЗ, сведена к минимуму.

Среди необходимых мер для поддержки судостроения Бурмистров выделяет необходимость фиксирования цен на металлопродукцию либо компенсацию части расходов на ее закупку, отказ от штрафов за срыв сроков по госзаказу и субсидирование расходов по доставке оборудования из стран, которые не ввели санкции.

По материалам Коммерсантъ

Партнеры