Шпионы на орбите. Чем занимаются спутники-инспекторы

Текст:  Михаил Котов

Одним из важнейших прорывов последних лет стал рост срока работы космических аппаратов на орбите Земли. Сейчас время полноценной работы разведывательных спутников и спутников связи может исчисляться не месяцами, а годами.

В таких условиях все более важной становится возможность для военных любой страны подобраться поближе к космическим аппаратам противников, осуществить их фото- и видеосъемку, попытаться "прослушать" поток передаваемой информации.

Для этого нужны особые космические аппараты, сейчас их чаще всего называют "спутники-инспекторы". Они могут в определенных пределах перемещаться по орбите, менять ее, оказываясь на близком расстоянии с другими космическими аппаратами, чтобы успешно осуществлять требуемые операции. Самое главное – спутники-инспекторы не несут следов оружия, а потому никак не попадают под договор демилитаризации космоса от 27 января 1967 года. При этом их роль для разведки сложно переоценить – как еще можно больше узнать о самых секретных космических разработках противника?

О физике

Для начала нужно понимать реальные возможности практически любых космических аппаратов. Увы, физика космических полетов абсолютно неинтуитивна. Полеты всех космических аппаратов происходят по заранее заданным в момент пуска орбитам, где они находятся только за счет огромных скоростей, обеспеченных во время запуска. Для того чтобы изменить наклонение орбиты (ее угол по отношению к экватору), требуется затратить очень много энергии. Это можно сравнить с затратами энергии на выведение космического аппарата на орбиту.

Поэтому, когда говорится об изменении орбит спутником-инспектором, речь идет о достаточно небольшом диапазоне, происходит скорее коррекция той орбиты, на которой работает космический аппарат. Чаще всего речь идет о запуске спутника-инспектора на орбиту, близкую с требуемым объектом, и последующем сближении с ним. Кроме того, сближение происходит тоже достаточно медленно и может занимать несколько суток или даже недель.

Для подобных космических маневров чаще всего используется ионный двигатель или его аналоги. Это такой электрический ракетный двигатель, принцип работы которого основан на создании реактивной тяги на базе ионизированного газа, разогнанного до высоких скоростей в электрическом поле. Такие двигатели потребляют сравнительно мало топлива и могут функционировать в условиях космоса достаточно длительное время, к настоящему времени удалось добиться более трех лет непрерывной работы.

Проблема одна – ионный двигатель выдает очень низкую тягу, а потому перемещение спутников-инспекторов происходит очень и очень медленно. Это очень важный момент: с такой скоростью доступа к другим космическим аппаратам создавать из спутника истребитель неприятельских космических аппаратов попросту бессмысленно. Гораздо быстрее будет атаковать требуемые объекты с Земли, при помощи противоспутниковых ракет.

Хотя того, что под личиной спутника-инспектора окажется средство уничтожения, боятся все мировые космические державы. Именно поэтому каждый запуск и все перемещения космического аппарата между орбитами бдительно отслеживают и изучают.

Позиции России

Как же сейчас обстоит дело со спутниками-инспекторами в России? Естественно, речь в статье пойдет исключительно об открытой информации. В настоящее время наиболее используемыми являются два типа космических аппаратов, оба идут под общим индексом "Космос" (сам индекс мало о чем говорит, под ним находится сразу несколько типов военных спутников). К первому типу специалисты относят "Космос-2491", запущенный в 2013 году, "Космос-2499", последовавший за ним в 2014 году, и "Космос-2504" 2015 года запуска.

Все эти аппараты были замечены за перемещением на орбите, они сближались с другими российскими спутниками на близких орбитах. "Космос-2499" подлетал практически вплотную к разгонному блоку "Бриз-КМ", который и вывел его на орбиту.

Есть еще как минимум одна модель российских спутников-инспекторов. К ней относят "Космос-2519", запущенный в 2017 году и с тех пор как минимум дважды попадавший в сводки новостей по причине своего перемещения по орбите. Почему можно говорить о том, что "Космос-2519" – это аппарат другого типа? Во-первых, у него другой выводивший на орбиту носитель – "Союз-2.1в" вместо "Рокота", во-вторых, его выводили в одиночку, а не с попутными спутниками связи. Это говорит о больших линейных размерах и, скорее всего, более сложной системе.

Спустя месяц после запуска спутника в июне 2017 года появилась информация о том, что от него отделился дочерний спутник-инспектор и спустя короткое время сблизился с спутником связи "Космос-2486" на близкой к нему орбите. Продолжились перемещения и в 2018 году. Часть экспертов высказали мнение, что "Космос-2519" может быть создан на платформе "Карат-200", информация о которой появлялась в журнале "Вестник НПО им. Лавочкина" за 2015 год" (стр. 1921), но так это или нет, сказать пока сложно. Судя по открытой информации, основная задача "Космос-2519" – именно съемка космических объектов на геостационарной орбите.

НОЗС_02-2019_Инфографика_Шпионы на орбите

А что у них?

И США, и Китай активно разрабатывают космические аппараты, способные взаимодействовать со спутниками других стран на орбите. Причем ставка делается сразу на несколько направлений, например, в 2006 году американские военные запустили в космос как минимум два аппарата серии MiTEX, незаметность перемещений которых должна была обеспечиваться их небольшими размерами. Однако, судя по небольшому количеству доступной информации в прессе, задуманное не удалось.

Спустя два года на геостационарной орбите наблюдать за космическими аппаратами начал PAN, американский военный спутник радиоэлектронной разведки. По состоянию на 2017 год он сменил как минимум девять точек наблюдения.

Также к космическим аппаратам-инспекторам можно отнести и одну из главных надежд американского военного космоса – космоплан X-37 производства компании Boeing. Он может достаточно долгое время работать на орбите, менять орбиты в определенных пределах, выводить дополнительное оборудование и, что гораздо важнее, возвращаться с результатами обратно.

Космоплан оснащен грузовым отсеком и манипулятором, что породило большое количество предположений о его возможности похищать чужие спутники с орбиты и возвращать их на Землю. С рабочим спутником такая операция вряд ли пройдет, об этом станет известно практически сразу, и это немедленно приведет к дипломатическим осложнениям. А вот космический мусор или неработающий спутник доставить вполне можно. Это тоже будет замечено наблюдением с Земли, но – тем не менее.

Китай отрабатывает возможности космического сближения и наблюдения на большом количестве аппаратов. Известно, что в их число вошли спутники Chuang Xin 3 (CX-3), Shiyan 7 (SY-7) и Shijian 15 (SJ-15). Они меняют орбиту и пытаются взаимодействовать с другими космическими аппаратами при помощи манипуляторов.

Ближайшее будущее

Скорее всего, в ближайшем будущем количество военных спутников-инспекторов на разных орбитах будет только расти. Основная причина – "серая правовая зона", в которой находятся эти космические аппараты. Это не оружие, но возможность производить осмотр и контроль чужих военных спутников.

Стоит ожидать все большего разделения на перманентно работающие на орбите аппараты наблюдения и космопланы, подобные X-37, способные не только совершать миссии, но и возвращаться с материалами на Землю.

В то же время стоит ожидать и увеличения количества обвинений от космических держав в адрес друг друга. Это может стать как возможным поводом для увеличения собственных космических бюджетов, так и попыткой нащупать грань текущей и перспективной милитаризации космоса и его военного использования. В любом случае российским ВКС нужно быть готовыми к самым разным вариантам развития событий.