Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Как УВЗ танки Т-90С Индии продавал

В рамках проекта «Дороги судьбы Владимира Поткина» газета «Машиностроитель» АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» публикует серию материалов, посвященных этому выдающемуся конструктору. В новом материале ветерана УКБТМ Валентина Затравкина приводятся воспоминания о переговорном процессе с Индией о поставке танков Т-90С. 

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Владимир Поткин – знаковая фигура не только для концерна «Уралвагонзавод», но и для всего мирового танкостроения. В 1987-1999 годах Владимир Поткин возглавлял Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (УКБТМ, входит в концерн «Уралвагонзавод»).

Во время его руководства создан и поставлен на производство танк Т-90 и его модификации Т-90К и Т-90С, а также серия инженерных машин, в том числе машины разграждения и разминирования. В честь своего создателя Т-90С носит неофициальное имя «Владимир».

При Владимире Поткине были разработаны и внедрены в производство улучшенные версии мини-погрузчиков и экскаваторов. Он имел 13 свидетельств и четыре патента на изобретения. В заслугу ему также ставят заключение в 1999 году крупного контракта УВЗ с Индией по поставку танков Т-90С и их лицензионного обслуживания.

Ниже мы приводим полный текст публикации Валентина Затравкина о переговорах с Индией на поставку танков Т-90С:

С того момента как кабинет генерального директора УВЗ занял патриот предприятия Николай Малых, завод в тесном взаимодействии с УКБТМ начал подниматься с колен. Вскоре после вступления в должность Николай Александрович в составе российской делегации выехал в Индию. Кроме представителей Рособоронэкспорта в делегацию входили начальник ГАБТУ Сергей Маев и Владимир Поткин. Основной вопрос поездки: удастся ли продать Индии наш российский танк Т-90С в комплектации, предусмотренной протоколом от 12 ноября 1998 года?

«Перед началом переговоров мы с Владимиром Ивановичем обсуждали, как заводу выжить при отсутствии заказов, – вспоминал Николай Малых. – Необходимо было срочно заключить контракт на поставку в Индию танка Т-90. Поткину предстояло выступить с докладом перед индийскими военными, и мы прикидывали, как будем действовать в той или иной ситуации. В первый же день стало ясно, что переговоры будут для нас очень тяжелыми. Первые два часа, пока Владимир Иванович рекламировал свою машину, индусы сидели и слушали, а потом стали ерзать в креслах и часто ходили пить чай. Так прошел один день. Вечером мы собрались втроем и вместе размышляли о том, почему индийская сторона не проявляет интерес к нашему танку Т-90С. И не могли понять причины. Начался второй день переговоров, и вдруг меня осенило, что предлагаемый вариант танка индусы брать не будут. Я попросил Маева выйти из зала и стал уговаривать его о начале презентации танка Т-90 в комплектации, подлежащей принятию на вооружение Российской армии. Маев стал обдумывать мое предложение… Так мы продержались еще один день. На следующий день Маев дал согласие на презентацию танка Т-90 в новой комплектации. Осталось уговорить Владимира Ивановича. Поткин сразу сказал: «Рекламировать такой танк я, конечно, могу. Но если они согласятся его покупать, что мы будем делать? У нас нет даже отлаженного производства танка Т-90. А модернизированный танк Т-90 для экспорта даже на бумаге не существует – требуется новый двигатель, другие бортовые коробки передач, другая башня со своей начинкой… А еще надо построить всех наших комплектаторов. Но если завод не будет производить танки, то умрет и КБ. Поэтому как бы сложно ни было всем нам, я буду делать всё, чтобы контракт на поставку в Индию модернизированных танков Т-90 был заключен». После того как Поткин принял такое решение, уважение к нему у меня возросло в несколько раз.

Т-90

Владимир Поткин (слева) в Индии. Фото - УВЗ

Новый день принес нам хорошее начало. Когда Владимир Иванович сказал, что у нас есть другая машина, индийские специалисты сразу насторожились и затем проявили к выступлению Поткина огромнейший интерес. Они внимательно слушали его, что-то постоянно записывая в блокноты. Поткин был спокоен, как всегда деловит, организован. В такой обстановке шел его доклад, а после он со знанием дела отвечал на вопросы военных специалистов Индии. Когда мы отъезжали домой, индусы выразили готовность посмотреть новый танк у нас. А он еще не существовал в готовом виде для показа. Еще не было корпуса, башни, двигателя, тепловизора…

Вот когда Владимиру Ивановичу пришлось серьезно поработать, а где-то серьезно попотеть, потому что уровень надежности этой машины, особенно тепловизора и двигателя, вначале был невысоким. Однако коллектив УКБТМ свято верил своему руководителю и делал всё возможное для достижения заветных, поставленных руководителем задач.

Поткин иногда поругивал своих сотрудников. Звучало это так: «Никто не мог этого сделать, а мои черти придумали!» Я стал понимать, что за маской внешней суровости руководителя скрывается человек, глубоко ценящий своих людей. Да, он был строг с ними, даже груб, но не перестану утверждать, что он любил своих людей. Должен прямо сказать, что если бы не было рядом с заводским руководством такого человека, как Владимир Поткин, танкового производства у нас в стране не было бы давно. Твердости Владимира Ивановича в достижении целей могут позавидовать многие современные руководители предприятий. Если Поткин обещал что-то сделать, то он обязательно сделает, и будет именно так, как он сказал. Слово его было, как кремень, твердым. Пройдя тяжелый путь поисков, экспериментов и ходовых испытаний модернизированного танка Т-90, непрерывно совершенствуя конструкцию машины, конструкторы и танкостроители нашего города создали и освоили в серийном производстве модификацию танка Т-90 – Т-90С. Триста десять этих машин, проданных Индии, спасли танковое производство на Уралвагонзаводе, а значит, и всю танковую отрасль России от полного исчезновения. И в этом заслуга главного конструктора Владимира Поткина неоценима».

Текст - Валентин Затравкин, ветеран УКБТМ
Источник - УВЗ

Партнеры