Линия для пятого поколения: оптимизация на КнААЗ

Для обеспечения серийных поставок заказчику истребителей Су-57 Комсомольский-на-Амуре авиационный завод (КнААЗ) им. Ю. А. Гагарина в рамках программы развития производственной системы «Сухой» начал реализацию проекта выстраивания поточной линии серийного производства Су-57. Ввод ее в действие позволит существенно сократить время на многие технологические операции.

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

На заводе «Сухого» в Комсомольске-на-Амуре (а также на заводе в Новосибирске) уже прошла оптимизация работ цехов окончательной сборки. Это позволило сократить цикл сборки изделий примерно на 30%. Теперь оптимизация коснулась и агрегатно-сборочного цеха.

Специалисты агрегатно-сборочного цеха КнААЗ им. Ю. А. Гагарина уже имеют успешный опыт создания поточной линии производства боевых машин: первый подобный проект по повышению эффективности работы по Су-35С был реализован несколько лет назад. Сегодня перед цехом стоит задача, используя полученный опыт, создать поточную линию для серийного выпуска самолета 5-го поколения Су-57.

«Самые главные задачи в нашей поточной линии, – объясняет специалист цеха по производственной системе “Сухой” Ирина Новаковская, – это обеспечение технологичной последовательности выполнения операций; эффективное использование производственного оснащения, рабочих мест и площадей; обеспечение безопасности».

Учитывая особенности конструкции планера Су-57, специалисты отдела главного технолога предложили сборку головной части фюзеляжа разбить на два этапа: 9-й шпангоут и подкабинный отсек собирать отдельно. Подсборки будут подаваться в стапель головной части фюзеляжа (ГЧФ), что позволит сократить цикл сборки.

«Вся работа ведется без остановок в производстве, – говорит сборщик-клепальщик цеха Андрей Гаврилов. – Мы обеспечены работой, нагрузка равномерно распределена между операциями. Поточная линия – это не только “железо”, но в первую очередь – люди, каждый из которых чувствует ответственность за свою работу. Мы собираем самолет пятого поколения, и этим все сказано».

Также уже введен дополнительный этап сборки воздухозаборника. Для экономии времени отдельно изготовлен стапель сборки его средней части. Еще один комплект стапелей воздухозаборника цех получит в 2021 году.

Главная проблема, с которой в агрегатно-сборочном цехе столкнулись при реализации проекта, – недостаток свободного места. Цех расположен между территориями двух соседних цехов, поэтому существует дефицит производственных площадей для выстраивания поточной линии. Тем не менее руководство цеха настроено оптимистично.

«На Су-35 было гораздо сложнее, – говорит Виктор Пассар. – Мы меняли место расположения участков, пробовали разные варианты. Теперь, имея опыт, мы видим, как нужно делать, учитываем те нюансы, о которых раньше не знали».

По линии развития производственной системы «Сухой» для решения вопроса нехватки места запущен проект по увеличению площади промзоны в середине цеха.  Освободившиеся площади будут отданы под стапельную оснастку Су-57. Сейчас идет согласование разработанного технического задания.

Создание поточной линии для выполнения государственного заказа по серийному производству самолетов пятого поколения сегодня является важнейшей задачей для работников агрегатно-сборочного цеха. После завершения монтажа второго комплекта стапельной оснастки и отладки процесса линия заработает на полную мощность.

«Наши работники очень хорошо восприняли проект. Каждый из объемов, собираемых у нас, является звеном единой цепи, второстепенных участков нет. Все делается в первую очередь для людей, чтобы им было удобнее работать», – говорит начальник цеха Артем Ощепков.

Ожидается, что первый серийный Су-57 поступит в войска до конца 2020 года. По контракту с Минобороны РФ к 2028 году должно быть поставлено 76 самолетов, на которые будут перевооружены три авиационные полка.

По материалам ОАК

Партнеры