Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

Первый в мире пуск БРПЛ состоялся 65 лет назад

16 сентября 1955 года построенная на Севмаше (тогда завод №402) дизель-электрическая подводная лодка Б-67 проекта В611 осуществила запуск баллистической ракеты. Это было историческое событие колоссального масштаба – старт ракеты с борта подводной лодки, идущей в надводном положении, был первым в мире.

 

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Запуск состоялся в 17 часов 32 минуты на полигоне Белого моря под руководством создателя советской ракетно-космической техники Сергея Павловича Королева. Баллистическая ракета приземлилась в заданном районе, пролетев 250 километров. Запуск ракеты с борта дизель-электрической подводной лодки Б-67 стал определяющим в дальнейшем развитии морского стратегического вооружения страны. Севмашу в этой сфере была отведена решающая роль.

Подводная лодка Б-67 была заложена на заводе №196 в Ленинграде. В 1953 году корпус перевели по Беломоро-Балтийскому каналу на завод №402 для достройки и сдачи. Руководство страны поставило перед судостроительной промышленностью сверхзадачу: переоборудовать подводную лодку проекта 611 в проект В611 под ракетный комплекс морского базирования и произвести первый запуск ракеты с борта ПЛ. Сроки отводились кратчайшие. Ответственным сдатчиком подлодки, в будущем ставшей рекордсменом предприятия, стал Иннокентий Степанович Бахтин. Кораблестроителям пришлось нелегко – до этого предприятие строило главным образом надводные корабли, технологией создания подводных лодок владели не все. Однако специально отобранный коллектив (в строительстве участвовали работники, прошедшие службу на ПЛ во время Великой Отечественной войны и после нее), решительность и последовательность при решении вопросов строительства и оборудования подлодки стали гарантом успеха в решении поставленной задачи. Значимую роль в реализации проекта сыграли заводские сварщики, которые выполняли работы по сварке и установке комингсов для монтажа ракетных шахт.

«Предприятие приняло от завода №196 только корпус подводной лодки без арматуры, торпедных аппаратов, дизелей, баллонов, - вспоминал Иннокентий Степанович. – Принципиальная задача 1954 года заключалась в том, чтобы провести швартовные испытания подлодки и по возможности выйти в море на ходовые».

Работы по достройке и оборудованию подлодки шли круглосуточно. С 14 на 15 сентября 1955 года в обстановке строжайшей секретности на ДЭПЛ Б-67 были погружены ракеты. 16 сентября дизель-электрическая ПЛ вышла на полигон и произвела запуск. Через несколько минут в тундре на полигоне Канин Нос ракета приземлилась. На подлодку из Москвы прислали телеграмму: «Работа выполнена на отлично!»

«Это был чрезвычайный случай, и я был счастлив тем, что был строителем первой ракетной ПЛ. Эта подлодка стала полигоном, на котором отработана не только внутризаводская, но и внутриминистерская кооперация. А наш завод со строительства надводных кораблей перешел на создание подводных лодок с атомным двигателем, ракетным военно-морским комплексом. Предприятие стало строителем ракетного щита родины», – рассказывал ответственный сдатчик Иннокентий Степанович.

Позднее, через пять лет, дизель-электрическая подводная лодка Б-67 была модернизирована. После реконструкции 10 сентября 1960 года с борта ПЛ был осуществлен первый в стране подводный старт баллистической ракеты.

 

 

Источник - Севмаш

Партнеры