Директор ФСВТС_ Дмитрий Шугаев_цитата_ч-б

Дмитрий Шугаев: В сфере ВТС Россия действует строго в рамках закона и своих международных обязательств. В этом смысле мы комфортный и надежный партнер

СоюзМаш и ОАК обсудили стандартизацию в авиапроме

10 декабря на площадке ПАО «ОАК» прошло заседание Экспертного совета по авиационной промышленности при Комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций ОПК и Комитета по авиационной промышленности Союза машиностроителей России. Участники обсудили совершенствование нормативного регулирования вопросов стандартизации в авиационной промышленности.

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Заседание совета в режиме видеоконференции прошло под председательством генерального директора ПАО «ОАК» (входит в состав Госкорпорации Ростех) Юрия Слюсаря и председателя Комиссии Государственной Думы по ОПК, первого вице-президента СоюзМаш России Владимира Гутенева. В мероприятии приняли участие руководители предприятий отрасли, законодатели, представители профильных федеральных органов власти, научных центров и учебных заведений. 

Открывая заседание, Юрий Слюсарь сказал: «Авиастроение – это одна из самых инновационных отраслей, где сосредоточены многие сложные и зачастую самые передовые технологии, поэтому интенсивная работа над совершенствованием системы стандартов в отрасли является одним из приоритетов, от результатов в том числе и этой работы зависит конкурентоспособность российских воздушных судов». «ОАК продолжит активное участие в работе по созданию эффективной и современной национальной системы стандартов», - подчеркнул глава корпорации.

Владимир Гутенев, председатель Комиссии Госдумы по ОПК, президент Лиги содействия оборонным предприятиям в своем выступлении отметил высокую экспертную активность представителей авиастроительной отрасли, нацеленность на конструктивное сотрудничество с депутатским корпусом. Он подчеркнул, что для решения поставленных перед отраслью задач масштабного внедрения инноваций, обеспечения конкурентоспособности, продвижения гражданской продукции ОПК в рамках национальных проектов в настоящее время создана и совершенствуется нормативная база, в том числе включающая и механизм квотирования в рамках госзакупок.

Охарактеризовав правовую рамку деятельности по стандартизации в Российской Федерации, Владимир Гутенев отметил, что этот процесс именно в авиационной отрасли должен носить опережающей характер, идти с применением цифровых технологий. С участием СоюзМаш России и Лиги оборонных предприятий идет совершенствование организационно-правовой модели разработки и внедрения в авиастроении современных стандартов – основы успешной производственной и рыночной деятельности компаний и предприятий. В частности, разработан целый комплекс инициатив для Минпромторга, реализация которых позволит синхронизировать воздействие на отрасль более 800 стандартов государственного и межгосударственного уровня и более 20 тысяч отраслевых.

стандартизация

Борис Алешин, заместитель председателя СоюзМаш, советник генерального директора ПАО «ОАК», член Общественной палаты РФ оценил текущий этап развития отрасли как переломный с учетом масштаба намеченных планов. Обращаясь к участникам заседания, он выразил принципиальную убежденность в том, что актуальная задача импортозамещения может быть решена только путем создания техники по международным стандартам, обновления всей библиотеки стандартов, разработки и реализации широкомасштабных обучающих программ на всех предприятия «ОАК» и смежников.

Евгений Горбунов, член Центрального Совета Союза машиностроителей России в свой презентации подверг тщательному анализу действующую в авиапроме систему техрегулирования, отметил, что она работает далеко не в полном объеме и не обеспечивает в силу этого растущие потребности авиастроителей. На основе глубокого исследования структуры стандартов и оценки итогов Программы стандартизации в авиационной промышленности на 2016-2020 годы эксперт обозначил болевые точки и внес конкретные предложения по совершенствованию такой работы.

Выступление заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антона Шалаева было посвящено текущему состоянию стандартизации в национальной авиапромышленности. Он информировал участников заседания о работе в рамках Плана мероприятий («дорожной карты») развития стандартизации в России на период до 2027 года, роли и месте в ней промышленности и авиапрома. Замруководителя Росстандарта обратил внимание, что в настоящее время только одна тысяча действующих стандартов легитимизирована. Оставшиеся 22 тысячи находятся вне правового поля, что повышает востребованность уже созданного ведомством Фонда международных стандартов как механизма имплементации передового международного и зарубежного опыта.

Подводя итоги заседания Экспертного совета по авиационной промышленности Юрий Слюсарь отметил, что заседание буквально всколыхнуло экспертный диалог о перспективах развития стандартизации в авиастроении, еще раз показало ее значение как важнейшего ресурса повышения конкурентоспособности отечественного самолето- и двигателестроения. Владимир Гутенев поблагодарил участников заседания за формирование и поддержание платформы эффективного взаимодействия, направленного на совершенствование нормативного поля отрасли, его гармонизацию с международными системами. Как первый вице-президент СМР он отметил высокий профессионализм участников профильного комитета СоюзМаш и поздравил всех авиастроителей с наступающим Новым годом.

В соответствии с действующим законодательством к 2025 году документы, обладающие статусом отраслевого стандарта, должны быть переведены в категорию национального стандарта (ГОСТ Р) или стандарта организации (СТО), либо отменены как потерявшие актуальность. Это касается и авиационной отрасли. Отметив, что немалая часть работы по обновлению и актуализации необходимой нормативной базы уже сделана, участники Экспертного совета назвали ключевые направления, позволяющие совместными усилиями продолжить формирование обновленной и адекватной задачам системы стандартов авиастроения. Эти направления, включая предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, будут перечислены в итоговой резолюции по итогам мероприятия.

Источники - ОАК, СоюзМаш

Партнеры