Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Экспертный совет в сфере ГОЗ при ФАС России – сообщество профессионалов

Первое заседание Экспертного совета в сфере государственного оборонного заказа при ФАС России (далее Совет) состоялось 22 декабря 2015 года.

Сегодня – это активно функционирующее сообщество профессионалов и экспертов, с помощью которых удается реализовывать многие инициативы, корректировать деятельность законодателей, формулировать актуальные проблемы и находить способы их решения.

 

Прошедшие полтора года – достаточный срок, чтобы подвести определенные итоги и представить неформализованный отчет о деятельности Совета. Тем более что, несмотря на растущую влиятельность и результативность его деятельности, некоторые профессионалы отрасли недостаточно осведомлены о текущих шагах и инициативах этого института.

Итак, Совет в статусе консультативно-совещательного органа был создан 16 ноября 2015 года. Его председателем назначен генерал-полковник Сергей Маев, сопредседателями – заместители руководителя ФАС Максим Овчинников и Даниил Фесюк.

Главные задачи – содействие повышению эффективного государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства, рассмотрение вопросов, связанных с принятием нормативных актов, а также развитие конкуренции в сфере ГОЗ.

На первом заседании Сергей Маев перечислил наиболее актуальные для конца 2015 года проблемы: «Снижение роли военных представителей в вопросах ценообразования, недостатки в нормативной базе, нерешенность вопроса о ведении раздельного учета средств, получаемых для исполнения заказа, – только часть из них».

На 2017 год в состав Экспертного совета входят 37 экспертов, занимающих руководящие должности в профильных ведомствах – Коллегии Военно-промышленной Комиссии РФ, Департаменте госзакупок Минобороны РФ, Службе внешней разведки РФ, Росстандарте, Федеральном Казначействе РФ, Министерстве промышленности и торговли РФ, ФАС РФ, комитетах Госдумы, полпредствах и администрациях промышленных регионов… Среди профессионалов-исполнителей контактов – представители Госкорпораций и других организаций ОПК: «Ростех», «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», «ОСК», «Росатом», «Роскосмос» «ЦНИИ автоматики и гидравлики», МГТУ им. Н.Э. Баумана. На сегодня в Совет входит шесть рабочих групп.

Совершенствование законодательства 

«Совершенствование государственного управления в сфере ГОЗ» – рабочая группа, которой руководит заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Николай Овсиенко. На повестке дня – рассмотрение вопросов по актуализации системы показателей деятельности госкорпораций и предприятий ОПК с государственным участием, а также методов материального и нематериального стимулирования, обеспечивающих снижение себестоимости производства продукции военного назначения.

Деятельность группы в этом году также будет включать разработку предложений и внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации №1275от 26 декабря 2013 г. в части уточнения примерных условий и определения типовых форм государственных контрактов на производство сложной продукции с длительным технологическим циклом. В режиме ежегодного мониторинга рабочая группа занимается экспертной оценкой проектов правительственных постановлений и эффективности применения законодательства в сфере ГОЗ в целом.

По мнению руководителя рабочей группы Николая Овсиенко, в Закон о ГОЗ должны быть включены дополнения в части формирования кооперации. «Существует проблема больших сроков заключения контрактов после заключения государственного контракта», – поясняет специалист свой вывод. Между тем, одна из причин такого положения заключается в отсутствии четких порядка и правил формирования кооперации головного исполнителя.

Эксперты группы считают, что о кооперации нужно говорить и на этапе до заключения контрактов, и после заключения контрактов. Требуется, чтобы при формировании цены единственный исполнитель уже знал компании, которые будут включены в кооперацию, участвовать в поставке сырья и комплектующих. Кроме того, предварительная подготовка поможет и исполнителям, которых планирует привлечь к выполнению ГОЗ головной исполнитель.

Еще одна проблема: причины нарушений условий государственных контрактов с головными исполнителями остаются невыявленными. Группа предлагает включить в Закон обязанность сообщать обо всех случаях нарушения условий исполнения контактов, причем вменить ее как для государственного заказчика, так и для исполнителей.

Кстати, выводы экспертов основываются во многом на анализе мнений и предложений участников ОПК, опираясь на обратную связь, которая формируется в том числе и на сайте нашего журнала. В течение года на сайте dfnc.ru проводится опрос предприятий отрасли на тему эффективности применения законодательства в сфере ГОЗ.

Доказательное регулирование 

Рабочая группа «Проблемы обеспечения стандартизации, сертификации и качества продукции в сфере ГОЗ» под руководством заместителя начальника Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России Михаила Кирпичева работает над «дорожной картой» создания Национальной системы сертификации соответствия квалификационным требованиям к исполнителям поставок. В том числе и головным.

На выходе должна появиться единая система национальных стандартов, кроме прочего, учитывающая особенности опыта и деловой репутации предприятий атомной, космической, судостроительной, авиастроительной и других отраслей промышленности.

Также предполагается вертикальная интеграция существующих стандартов, разработанных и применяющихся рядом корпораций для собственных нужд («Роскосмос», «Росатом» и др.) в национальную систему стандартизации. Ориентировочно, разработка и внедрение отраслевых стандартов могут начаться уже к декабрю нынешнего года.

Среди преимуществ новации – даже такие «болевые точки», как сокращение доли неисполненных или просроченных обязательств по госконтрактам и отсечение от финансовых потоков «фирм-однодневок» и «технических компаний», создаваемых только для вывода денег.

Не менее важна работа группы «Межведомственное взаимодействие по обеспечению контроля в сфере ГОЗ». Здесь тоже разрабатываются новеллы, позволяющие усовершенствовать законодательство в сегменте «оборонки». «Государство должно знать, за что платит, и иметь возможность видеть движение денежных средств на счетах, – говорится в одном из докладов. – Действующая модель закупочного процесса, к сожалению, не позволяет достичь такого результата».

Из прочих рассматриваемых группой новшеств перспективно выглядит определение рискоемких этапов контроля при исполнении полномочий. А также выработка критериев осуществления контроля и мониторинга в целях межведомственного взаимодействия (в пределах компетенции контрольного органа).

На горизонтах правового поля 

В минувшем году группа «Совершенствование законодательства в сфере государственного оборонного заказа и практики применения такого законодательства» под началом Татьяны Каменской работала над поправками в 275-ФЗ. Сегодня эта группа занимается разработкой рекомендательного стандарта управления закупочной деятельностью государственных корпораций и предприятий ОПК.

Среди продвигаемых идей – общие критерии выбора способа закупок, одинаковые требования к процедурам внесудебного обжалования действий организаторов торгов, и даже типовой контракт для ГОЗ.

Группа «Методология ценообразования в сфере государственного оборонного заказа» под руководством генерального директора «Межведомственного аналитического центра» Владимира Довгия ведет проект по созданию централизованной системы нормирования и ценообразования по основным видам серийно выпускаемых образцов вооружения. В перспективе данная система подлежит автоматизации.

Группа «Развитие конкуренции в сфере государственного оборонного заказа» (которой руководит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова) в настоящее время вырабатывает рекомендации по совершенствованию механизмов отбора поставщиков, подрядчиков и исполнителей.

Задел на будущее 

Впрочем, следует подчеркнуть, что участники одной группы не замыкаются на своей сфере. Любая новая проблема требует создания собственного круга экспертов. При этом эксперты понимают, что участие в Совете – это не встречи несколько раз в году, а кропотливая планомерная работа.

«Совершенствование государственного управления в гособоронзаказе – одна из важнейших задач, стоящих перед специалистами оборонной отрасли. ФАС России рассматривает ее как приоритетную. Мы рассчитываем совместными усилиями представителей органов власти и оборонной промышленности обозначить проблемы и выработать те решения, которые позволят экономически стимулировать исполнителей ГОЗ и обеспечить добросовестное исполнение государственного оборонного заказа предприятиями кооперации», – резюмирует ответственный секретарь Экспертного совета, начальник Юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России Игорь Башлаков-Николаев.

 

2017г., апрель  
"Новый оборонный заказ. Стратегии"