Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Госконтракт с неопределенностью

В период пандемии в 2020 году Минобороны России в целях своевременного размещения заданий ГОЗ и повышения эффективности закупок в условиях ограничений, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы, разработало регламент, который предполагал заключение госконтрактов по ориентировочной (уточняемой) цене без регистрации в ФАС.

 

Основанием для определения ориентировочной цены является соглашение о цене государственного контракта между Минобороны и организацией ОПК, направленное в коллегию ВПК для определения единственного поставщика при формировании ГОЗ на соответствующий период. Регламент устанавливает, что заключенный государственный контракт должен включать условие о представлении РКМ на ориентировочную цену не позднее четырех месяцев с момента заключения государственного контракта. Регламент применяется и в других случаях в целях организации работы по своевременному размещению заданий ГОЗ.

Эта схема оказалась настолько эффективной, что быстро распространилась и на продукцию (работы, услуги), не подлежащую регистрации в ФАС и по которой нет соответствующего решения Правительства РФ. 

Ситуацию откорректировали распоряжением Правительства РФ от 4 марта 2022 года №408-р. Заключение в 2022 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению государственного заказчика может осуществляться по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели государственного оборонного заказа. Аналогичное постановление вышло и в 2021 году.

Главная задача своевременное размещение ГОЗ решена. Однако возникли новые проблемы. Регламент Минобороны России и соответствующие условия типовых форм государственного контракта требуют определения ориентировочной цены даже в том случае, когда есть полная определенность с исходными данными и параметрами для определения фиксированной цены.

При этом риски головного исполнителя значительно возросли. Раньше размещение ГОЗ происходило по постановлению Правительства РФ от 2 декабря 2017 года №1465. Был установлен порядок, при котором сначала определялась цена единицы продукции и цена государственного контракта. На этом этапе у головного исполнителя была возможность не согласиться с ценой и не заключить госконтракт.

Иначе обстоят дела при размещении ГОЗ по регламенту Минобороны России с последующим определением ориентировочной цены. При этом регламенте возможности отказаться от госконтракта уже нет. Получается, что головной исполнитель подписывает госконтракт на условиях, которые в части цены могут быть пересмотрены заказчиком в сторону уменьшения. Согласия головного исполнителя на это уже не потребуется.

Через четыре месяца после заключения госконтракта и получения РКМ по цене госзаказчик может определить ориентировочную цену продукции ниже уровня установленного при заключении госконтракта, а при переводе в фиксированную цену госзаказчик уже не примет цену выше, чем ориентировочная цена, даже если есть фактические затраты, которые учитываются только в случае, если они ниже затрат в ориентировочной цене.

Для целей СВО также было выпущено распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2022 года №559-р «О заключении в 2022 году государственного контракта по государственному оборонному заказу с единственным поставщиком на поставку продукции», которое, когда надо срочно разместить ГОЗ на продукцию, по которой не определен единственный поставщик, техническая документация не согласована с Минобороны и отсутствует военное представительство, предполагает определение цены единицы продукции не позднее шести месяцев после заключения госконтракта. В этом случае можно и нужно сразу делать фиксированную цену, которая может определяться впервые, и здесь серьезно растут риски госзаказчика.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.