Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Когда контракты будут?

 «Когда контракты будут?» – этот вопрос президента неслучайно стал одним из самых заметных на первом в этом году совещании с членами Правительства, прошедшем 11 января в режиме видеоконференции. Размещение ГОЗ всегда было предметом особого внимания государства, а одним из главных критериев эффективности – заключенные государственные контракты.

 

В 2021 году в связи с пандемией коронавируса сроки размещения ГОЗ значительно увеличились, и Правительство РФ воспользовалось правом, предусмотренным частью 1 статьи 111 федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определять особенности осуществления конкретной закупки, в том числе устанавливать способ определения поставщика, не предусмотренный федеральным законом.

С  распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2021 года № 614-р в 2021 году заключение государственного контракта по ГОЗ с единственным поставщиком на поставку продукции по цене, подлежащей регистрации, по решению госзаказчика стало возможно осуществлять по ориентировочной (уточняемой) цене, не превышающей показатели гособоронзаказа, без регистрации в ФАС России. Отказ от длительной процедуры формирования цены и проверки РКМ госзаказчиком до заключения госконтракта позволил ускорить сроки размещения ГОЗ. Такой порядок размещения ГОЗ можно условно назвать упрощенным.

В целях реализации упрощенного порядка размещения ГОЗ Минобороны России разработало «Регламент осуществления органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации полномочий по осуществлению отдельных закупочных процедур по государственному оборонному заказу в части вооружения, военной и специальной техники», утвержденный замминистра обороны в феврале 2021 года (далее – Регламент), в соответствии с которым  основанием для определения ориентировочной цены является протокол о цене государственного контракта между Минобороны и организацией ОПК – головным исполнителем, направленный в коллегию ВПК для определения единственного поставщика при формировании ГОЗ на соответствующий период.

Условиями государственных контрактов, заключенных по этому Регламенту, предусмотрено представление РКМ в четырехмесячный срок с момента заключения госконтракта. При этом Регламент не предусматривает, что на основании представленных РКМ государственный заказчик должен определить ориентировочную цену (из Регламента следует, что ориентировочная цена, срок ее действия и порядок ее перевода в фиксированную уже определены в условиях государственного контракта).

Однако в реальности Минобороны ввело практику корректировки ориентировочной цены таких государственных контрактов с последующим оформлением дополнительного соглашения. Это не соответствовало ожиданиям головных исполнителей, которые справедливо полагали, что представление РКМ требуется только для формального подтверждения ориентировочной цены, по которой был заключен государственный контракт, а основная работа по определению цены будет перенесена ближе к завершению исполнения госконтракта, на перевод ориентировочной цены в фиксированную, когда появится ясность с фактическими затратами.

Практика упрощенного размещения ГОЗ была распространена и на 2022 год: Правительство РФ выпустило новое распоряжение от 4 марта 2022 года № 408-р. Надо признать, что прорыв в сокращении сроков размещения ГОЗ во многом обеспечила позиция Минобороны, которое распространило практику упрощенного порядка размещения ГОЗ (в соответствии с Регламентом) на широкий спектр продукции, а не только на продукцию, цены на которую подлежат регистрации в ФАС России.

В 2022 году упрощенный порядок размещения ГОЗ дополнился новым ускоренным способом определения единственных поставщиков. Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2022 года № 559-р, предусматривающее заключение госконтрактов по цене, не превышающей показатели гособоронзаказа, при условии определения цены на продукцию в соответствии с Порядком государственного регулирования цен в течение 6 месяцев со дня заключения такого госконтракта, позволило значительно расширить число предприятий (организаций), которые могут быть признаны единственным поставщиком. С ноября 2022 года таковыми признаются предприятия, поставляющие свою продукцию в соответствии с пунктом 56 части  1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для этого достаточно, чтобы государственный заказчик (Минобороны России, ФСБ и другие, определенные соответствующим распоряжением Правительств РФ) включил товар, работу, услугу в специальный перечень. Несмотря на то, что распоряжение не предполагало заключение госконтракта именно по ориентировочной цене, Минобороны стало применять его с учетом требований Регламента.

Как следствие, размещение ГОЗ конкурентным способом в части ВВСТ в 2022 году стало явно проигрывать в сроках и свелось к минимуму. Это вполне закономерный итог, поскольку упрощенный порядок сделал привлекательным заключение контрактов по ГОЗ именно с единственным поставщиком.

Проблема сокращения сроков размещения ГОЗ была успешно решена, но упрощенный порядок размещения ГОЗ стал концептуально противоречить действующему Порядку государственного регулирования цен (Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», далее – Порядок). Внутренняя логика Порядка содержит процедуры, выстроенные в определенной последовательности, изменение которой приводит к внутренним противоречиям.

Порядок разрабатывался в условиях стабильной экономики и предполагал создание модели ценообразования, стимулирующей управление издержками производства. Главным преимуществом Порядка считался метод индексации базовой цены, а затратный метод по замыслу разработчиков был нужен главным образом для определения базовой цены.

Однако практика показала, что этот метод подходит далеко не всем предприятиям. В условиях санкций и растущей инфляции метод базовый цены не работает. Основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции являются существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции. Изменение цен на сырье, материалы, ПКИ, работы, услуги к таким существенным условиям не относятся. Проверенный временем затратный метод оказался самым распространенным, а в чрезвычайных условиях – едва ли не единственным.

Таким образом, следует констатировать, что Порядок нуждается не в косметической корректировке, которая проводилась в последние месяцы, а в кардинальном изменении.

Неизбежность перемен в порядке государственного регулирования цен косвенно подтверждается распоряжением Правительства в отношении отдельных предприятий судостроительной отрасли, хотя решение о сокращении представляемых обосновывающих документов кооперации можно смело распространить на всех. Кроме того, рассматривается вопрос о приостановлении действия базовых цен и переход на затратный метод. Не вызывает сомнений, что в 2023 году учет фактических затрат получит свое развитие. Эти меры логичны и рациональны, так как решение проблемы сокращения сроков размещения ГОЗ привело к не менее серьезной проблеме с определением цены, что, в свою очередь, спровоцировало рост обращений головных исполнителей к замминистру обороны РФ, в коллегию ВПК и Правительство РФ.

В задачи сравнительно недавно учрежденного Координационного совета при Правительстве РФ входит, в том числе, решение вопросов, связанных с формированием цен на товары, работы, услуги, необходимые для обеспечения в ходе проведения СВО потребностей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. Но Координационный совет сосредоточил свои усилия на размещении новых заказов ГОЗ, на увеличении объемов поставки. Вопросы ценообразования он делегирует федеральным органам исполнительной власти.

Проблемы, связанные с ценообразованием по государственным контрактам, заключенным в упрощенном порядке, относятся к исключительной компетенции Минобороны. Но устоявшиеся ведомственные процедуры определения цены госконтракта не позволяют адекватно реагировать на изменившиеся экономические условия.

Факт заключения государственного контракта стал важнее проблем исполнения ГОЗ, соблюдение базового принципа государственного регулирования цен – важнее соблюдения баланса интересов сторон.

«И сейчас ситуация такова, что сама жизнь подталкивает нас к тому, чтобы на всю эту работу ещё раз самым внимательным образом посмотреть и выработать общие подходы к обновлению всех процедур, всех административных процедур, всего, что связано с тем, что называется «управление» – в самом широком смысле этого слова. И это, безусловно, невозможно сделать без широкой и глубокой координации между всеми направлениями деятельности, всеми структурами, всеми министерствами, ведомствами, причём самой разной направленности – и силовым блоком, и экономическим блоком, и регионами Российской Федерации. Именно для этого, собственной говоря, и создан координационный совет», – отметил президент в обращении к Координационному совету.

Ждем соответствующих решений, обеспечивающих прибыльность поставок по ГОЗ.

 

Автор – Александр Быхал

«НОЗС»