Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Контроль за сферой ГОЗ продолжит ужесточаться

За последний год объем государственного оборонного заказа существенно вырос, причем по отдельным направлениям вырос в разы. Министр обороны Шойгу в декабре прошлого года анонсировал, что в 2023 году «с учетом дополнительно выделяемых бюджетных средств объем финансирования гособоронзаказа увеличивается практически в 1,5 раза». Однако участники гособоронзаказа наряду с новыми контрактами получают и новый груз ответственности.

То, что к сфере гособоронзаказа приковывается все более пристальное внимание, видно из выступлений официальных лиц.

Так, во вторник, 28 февраля, президент России Владимир Путин на расширенном заседании коллегии ФСБ не только поблагодарил сотрудников силового ведомства за проделанную в 2022 году работу, но и обозначил приоритеты работы предстоящей. Среди прочего президент поручил уделить внимание оборонно-промышленному комплексу.

В первую очередь речь идет о защите информации:

«Значимая информация о наших системах управления, военных и правоохранительных структурах, предприятиях ОПК, критических технологиях и персональных данных должна быть надёжно защищена, что называется, прикрыта. Это в полной мере касается и сведений о российских новейших вооружениях и технике».

Также президент призвал противодействовать террористической угрозе:

«За прошедший год количество подобных преступлений выросло … При этом нужно постоянно держать в поле зрения объекты критически важной инфраструктуры, места массового пребывания людей, транспортные узлы, предприятия ОПК и ТЭК».

Не остались в стороне и вопросы экономической безопасности, обеспечение которой, вероятно, в наибольшей степени может отразиться на предприятиях ОПК:

«Как и прежде, самое серьёзное внимание следует уделять вопросам обеспечения экономической безопасности и борьбе с коррупцией. Прошу усилить оперативный контроль за реализацией гособоронзаказа и обеспечением войск, задействованных в специальной военной операции, да и вообще Вооружённых Сил в целом, незамедлительно реагировать на факты незаконного использования бюджетных средств, выделяемых из федерального бюджета на региональные программы».

В среду, 1 марта, на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным глава Федерального Казначейства Роман Артюхин рассказал в том числе об осуществлении государственного контроля за расходованием бюджетных средств. Стало известно, что сотрудники ведомства проводят проверку в отношении Минобороны.

«В настоящее время мы проводим проверки Министерства обороны по четырём ключевым направлениям в рамках специальной военной операции. Это расходы на поставку средств индивидуальной бронезащиты, на средства связи, топливо, ГСМ и отдельно на ремонт и производство вооружения и военной техники. Эта работа будет продолжена», – заверил Артюхин.

Мишустин попросил главу Казначейства лично заниматься этими проверками. «Здесь смысл – обеспечить прозрачность выделения средств на все нужды, чтобы все задачи, которые были поставлены, были решены, и ни одного рубля не было потрачено неэффективно», – объяснил премьер-министр. Напомним, что о проверках Казначейства и Минфина он уже говорил на заседании правительственного Координационного совета 20 января.

В тот же день, 1 марта, Мишустин провел очередное заседание Координационного совета, на котором глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский доложил «о результатах контроля ценообразования на продукцию, которая поставляется в рамках государственного оборонного заказа». Подробности доклада не сообщаются.

Напомним, что в 2022 году были ужесточены требования и введена ответственность за непредставление или несвоевременное представление документов, обосновывающих цену продукции, поставляемой по ГОЗ.

Также напомним, что в январе 2023 года в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменения в статью 88 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», согласно которому Генпрокуратуре предлагается предоставить право доступа к ЕИС ГОЗ, содержащей информацию о расчетах по гособоронзаказу. Проект принят в первом чтении, 2 марта закончен сбор поправок к законопроекту. Реализация предлагаемого изменения позволит увеличить охват проверками объектов прокурорского надзора, снизить трудоемкость выявления потенциальных нарушителей законодательства в части выполнения ГОЗ, сократить время между совершением и выявлением нарушения, повысить эффективность планирования и проведения прокурорских проверок.

27 февраля завершилось общественное обсуждение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», в соответствии с которым предлагается наделить госзаказчика правом по запросу получать дополнительную информацию о предприятиях, обеспечивающих поставки продукции по ГОЗ. Как утверждается в пояснительной записке к проекту, он разработан во исполнение указания Президента РФ ‎от 23 января 2021 г. № Пр-79 и направлен на устранение правовых пробелов 275-ФЗ «в осуществлении контроля обеспечения поставок продукции головными исполнителями, исполнителя государственного оборонного заказа, полномочий и обязанностей государственного заказчика и контролирующего органа в сфере государственного оборонного заказа, при соблюдении баланса интересов государственного заказчика, головного исполнителя, исполнителя».

Судя по всему, контроль за участниками сферы гособоронзаказа будет только нарастать.

 

«НОЗС»