10 января 2023 года вступил в силу приказ ФАС России от 16 декабря 2022 года № 995/22 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года № 1465».
На сайте ФАС России отмечены главные изменения: исполнители государственного оборонного заказа теперь обязаны отдельно учитывать комплектующие, сырье и материалы, приобретаемые для использования в производстве. Новые формы учитывают изменения порядка ценообразования, ограничивающие возможности получения организациями прибыли при осуществлении посреднических услуг.
Новый приказ ФАС России дает хороший повод вспомнить о сущностных проблемах ценообразования.
Формы обосновывающих документов (особенно с индексом «д» в номере) становятся все более сложными как для заполнения, так и для анализа информации. Работать с таблицами таких форм на бумаге крайне затруднительно. Использование участниками ГОЗ возможностей ИАС ГОЗ, вероятно, позволит автоматизировать отдельные процессы анализа затрат и сделает доступной информацию о проведенных госзаказчиком корректировках цен. Если, конечно, государственный заказчик будет готов в полном объеме пользоваться этой системой.
Важным обосновывающим документом становится пояснительная записка, позволяющая акцентировать внимание проверяющего на важной информации. Примечание 7 формы 2 Приложения 5 определяет, что предложение о прогнозной цене/предложение о цене единицы продукции/обращение с предложением о переводе соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену, сформированные организацией, должны включать пояснительную записку, содержащую обоснования представленных в документах значений. Запрос о цене единицы продукции (приложение 6) и запрос о цене на продукцию, удовлетворяющую требованиям государственного заказчика (приложение 7), также устанавливают, что предложение о цене должно включать пояснительную записку, содержащую обоснования представленных в документах значений с разделами по статьям затрат.
В пояснительной записке, прилагаемой к соответствующему предложению о цене, организацией представляется:
- обоснование применяемого индекса цен (в случае использования);
- затраты, включаемые в себестоимость с учетом НДС (представляется соответствующее обоснование);
- сведения о продукции, ранее не поставлявшейся (что объясняет отсутствие информации за предыдущий период);
- информация об особенностях учетной политики предприятия;
- прочая информация.
Пояснительная записка может и должна стать мощным обосновывающим документом, который обязательно прочитают. Чтобы повысить вероятность прочтения, стоит добавлять в формы гиперссылки на записку.
В последние два года широкую популярность приобрел упрощенный порядок размещение ГОЗ, предполагающий заключение госконтракта по ориентировочной цене, не превышающей лимиты ГОЗ. Абсолютно понятное желание ускоренного заключения госконтракта и получения аванса зачастую не оставляют головным исполнителям возможности настоять на включении в госконтракт условий уточнения ориентировочной цены, а также порядка перевода соответствующего вида цены в фиксированную цену (пункт 43 Порядка государственного регулирования цен № 1465). В примечании 4 формы 2 указано, что графы 4.1 и 4.2 заполняются в случае проведения процедуры перевода в фиксированную цену других видов цен на продукцию с учетом установленных в государственном контракте (контракте) условий уточнения и порядка перевода соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену. Таким образом, включение условий уточнения и порядка перевода соответствующего вида цены на продукцию в фиксированную цену являются важнейшим ценообразующим фактором, влияющим на уровень цены.
Условия уточнения и порядок перевода ориентировочной (уточняемой) цены продукции либо цены, возмещающей издержки, в фиксированную цену могут предусматривать применение обоснованных экономических показателей и нормативов, используемых для расчета цены продукции, на уровне плановых (расчетных) значений, сформированных на этапе заключения государственного контракта, в случае если это предусмотрено его условиями (пункт 43 Порядка государственного регулирования цен № 1465). Также, по мнению ФАС России, в госконтракт могут включаться условия принятия прямых материальных затрат с учетом факта бухгалтерского учета. По своему экономическому смыслу это близко к виду цены «возмещающая издержки». К сожалению, государственный заказчик старается уклониться от включения в госконтракт таких условий, ссылаясь на невозможность изменения типовых форм госконтрактов.
Ошибочно считать, что и без этих условий в госконтракте государственный заказчик будет обязан принять обоснованные фактические затраты. Практика применения постановления Правительства РФ №1366 в 2022 году показала, что представление фактических затрат может восприниматься государственным заказчиком как попытка завысить цену. Для него (госзаказчика) фактические затраты – всего лишь индикатор, указывающий на то, что плановые затраты, предусмотренные в ориентировочной цене, не превышены. В случае отсутствия в госконтракте четких условий перевода ориентировочной цены из плановых и фактических стоимостных показателей будет выбраны минимальные.
Несмотря на заверения ФАС России о том, что РКМ, сформированные до выхода нового приказа, будут приниматься по старым формам, государственный заказчик рекомендует сразу представлять обосновывающие документы по новым формам. Это особенно касается продукции, цены на которую подлежат регистрации в ФАС России.
А пока остается дождаться, когда Минобороны России приведет опись обосновывающих документов в соответствие с новым приказом ФАС России, приведет свои требования по обоснованию цен на ПКИ и работы, на которые представляется РКМ в объеме пункта 37 Порядка о государственном регулировании цен, в соответствие с требованиями Порядка о государственном регулировании цен, а также переведет пояснительную записку головного исполнителя из категории дополнительных документов в категорию документов основных и даже начнет их внимательно читать.
Как показывает опыт ценообразования, когда государству требуется больше продукции в короткие сроки и оно обещает компенсировать фактические затраты производителя, происходит не упрощение процедуры определения цены, а наоборот, усиливается государственное регулирование, ужесточается контроль за расходованием бюджетных средств, появляются дополнительные требования о представлении избыточной информации.
Действующая система ценообразования тормозит размещение ГОЗ в чрезвычайных обстоятельствах, и в ближайшее время правительством могут быть приняты соответствующие решения для нивелирования потенциальных негативных последствий.
Автор – Александр Быхал
«НОЗС»

