Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

ОПК контроль не нужен

По поручению спикера Государственной Думы Вячеслава Володина Комитет по промышленности и торговле внес законопроект, задача которого, как утверждает глава комитета Владимир Гутенев в своем телеграм-канале, состоит в поддержке ОПК и усовершенствовании механизмов закупок.

 

 

Законопроект предполагает внесение изменений в два федеральных закона: «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и «О государственном оборонном заказе». Авторы документа во главе с Владимиром Гутеневым, который по совместительству является вице-президентом Союзмаша и президентом Лиги содействия оборонным предприятиям, видимо, в первую очередь старались облегчить бремя предприятий ОПК в непростые времена. Внесенный законопроект направлен на отмену устоявшегося регламента финансового мониторинга выполнения гособоронзаказа.

В чем же суть предлагаемых изменений? Прежде всего, в снижении контроля над предприятиями ОПК.  Головной исполнитель и участники кооперации смогут использовать альтернативную схему расчетов по гособоронзаказу. В период мобилизации и военного положения вместо отдельных счетов по каждому контракту головному исполнителю, исполнителю предлагается использовать единый счет по всем контрактам в рамках оборонного заказа.

Напомним, что с 2015 года головной исполнитель обязан открывать отдельный счет в уполномоченном банке под каждый госконтракт. Такое же требование распространяется и на участников кооперации. Все расчеты, то есть процесс расходования выделенных бюджетных средств, Минобороны как государственный заказчик отслеживает практически в режиме реального времени в единой информационной системе государственного оборонного заказа (ЕИС ГОЗ). Этот инструмент финансового мониторинга работает на основе данных о движении средств на отдельных счетах исполнителей по каждому контракту. Новый же законопроект предполагает, что вся эта система контроля в период мобилизационной подготовки или мобилизации, а также военного положения должна быть отменена.  Что это означает для государственного заказчика и бюджета, а что – для исполнителей гособоронзаказа?

Больше не будет пристального контроля? Едва ли. Просто, во-первых, контроль может стать выборочным, а не унифицированным, как сегодня, когда все исполнители находятся в одинаковых условиях и реализуют нормы, прописанные в ФЗ-275. Во-вторых, новые регламенты в думском законопроекте никак не прописаны, соответственно, их надо будет изобретать заново и учиться по ним работать. На это уйдет не менее двух лет – примерно столько времени понадобилось ОПК и банковскому сектору, чтобы освоить существующую систему отдельных счетов. 

Такой переходный период, особенно в существующих условиях, может дорого обойтись государству, но стать весьма прибыльным проектом для бенефициаров из промышленности. Их мотивы понятны.

Отметим также, что в законопроекте речь идет не об усовершенствовании механизмов закупок – именно такая задача была поставлена авторам проекта, а о снижении и децентрализации контроля над реализацией уже заключенных контрактов.  Вряд ли основной госзаказчик в лице Минобороны поддержит подобную инициативу промышленного лобби. Принятие этого законопроекта фактически будет означать разрушение существующей системы контроля исполнения гособоронзаказа.

 

Комментирует Александр Быхал:

Проект предлагает вместо открытия отдельных счетов в уполномоченном банке по каждому госконтракту использовать единый отдельный счет для более эффективного использования бюджетных денежных (в случае недостаточного финансирования по отдельным госконтрактам). В связи с тем, что проект не предусматривает изменений в режиме использования отдельного счета (статья 8.3 275-ФЗ), в части единого отдельного счета сохраняется разрешение оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц, что станет для некоторых предприятий серьезным ограничением.

Это пример, когда поспешные простые решения могут создать для многих предприятий ОПК большие проблемы.

 

«НОЗС»