Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Овчинников: правило «20+1» нужно трансформировать в фиксированный норматив рентабельности от общих затрат

Первый заместитель гендиректора «Роскосмоса» Максим Овчинников в интервью изданию «Ведомости» рассказал о деятельности госкорпорации и факторах, влияющих на эффективность ее работы. Среди прочего Овчинников прокомментировал ритмичность финансирования размещения заданий гособоронзаказа и привел примеры нерациональных, на его взгляд, правил финансирования ГОЗ.

Читайте нас на:  

По словам Овчинникова, в ценообразовании на продукцию по ГОЗ следует отказаться от правила «20+1», когда рентабельность рассчитывается исходя из норматива не более 1% от привнесенных затрат и не более 20% от собственных затрат исполнителя.

«Мы считаем, что правило «20+1» нужно просто трансформировать в фиксированный норматив рентабельности от общих затрат, а не от привнесенных и собственных. И установить этот норматив рентабельности на уровне как минимум 12%».

Такое значение норматива Овчинников объяснил ростом ключевой ставки, снижение которой в ближайшее время маловероятно. Рост ключевой ставки означает и рост цены кредитов до 10-12%, и в таких обстоятельствах ввиду низких показателей маржинальности в ГОЗ у предприятий на развитие не остается средств. «С точки зрения потенциальных инвесторов это означает, что вы можете положить средства на депозит и получить 6%, а если вы захотите их вложить в сложное предприятие, которое работает с гособоронзаказом, то получите 4%. Вот вам и ответ, почему из топ-100 Forbes у нас нет желающих инвестировать в такие предприятия. Поэтому мы предлагаем установить маржинальность по госконтрактам на уровне 12% от общих затрат вне зависимости от того, какой объем собственных работ выполняет исполнитель».

В обоснование замглавы Роскосмоса провел аналогию с наложением штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта по гособоронзаказу.

«Вне зависимости от объема собственных работ по условиям государственного контракта весь риск штрафных санкций за ненадлежащее его исполнение лежит на головном исполнителе, при этом штрафные санкции рассчитываются не от объема собственных работ, а от цены всего госконтракта. Получается, с точки зрения штрафа у вас подход один, вы ответственность возлагаете полностью на того, кто управляет всем контрактом, а при определении размера рентабельности подход другой – заработать можно только с собственных работ, с привнесенных не более 1%. Головной исполнитель управляет всем контрактом и обеспечивает выполнение работ в срок, значит, и управляет всей кооперацией, всеми поставщиками комплектующих изделий, качеством и надежностью этих поставщиков. Это всё сложные организационные, производственные, технологические процессы, которые требуют отвлечения масштабных ресурсов, времени и сил и самое главное – ответственности», – объясняет он.

Кроме того, Овчинников предложил изменить подходы к переводу ориентировочных цен контрактов в фиксированные. Он напомнил о методах перевода. При индексном методе один раз установленная базовая цена каждый год индексируется в соответствии с доведенным Минэкономразвития дефлятором вне зависимости от того, что происходит с издержками. «Поэтому, когда предприятие оптимизирует затраты по такого рода продукции, оно понимает, что вся экономия остается в распоряжении предприятия. И никто, ни Минобороны, ни Роскосмос – никто не может пересмотреть условия этого принципа, потому что это прямо зафиксировано в постановлении правительства № 1465», – пояснил Овчинников.

В случае, когда объем работ при заключении контракта понятен не до конца, используются ориентировочные цены – например, когда речь идет об ОКРах. В этом случае в фиксированную цену ориентировочная переводится по затратному методу при завершении работ. «Получается, что чем больше у тебя затрат, тем тебе лучше, потому что правило «20+1» при фиксированном нормативе рентабельности дает тебе просто больше денег в абсолютном значении, если у тебя большие затраты. Это входит в противоречие с нашей логикой повышения эффективности предприятий, чтобы они работали над снижением накладных расходов, других затрат, на которые можно повлиять», – комментирует представитель госкорпорации.

Овчинников рассказал об опыте Роскосмоса: по контрактам, которые ведет госкорпорация, предусмотрены подходы к мотивационной модели ценообразования. Но в управлении применение такого подхода сложнее:

«Мы фиксируем часть затрат и при переводе из ориентировочной цены в фиксированную эти затраты применяем в том виде, в котором они были определены при заключении государственных контрактов, чтобы у предприятия была мотивация экономить. Но иные заказчики неохотно идут на внедрение таких принципов».

«В 2021 г. в постановление № 1465 были внесены корректировки, расширяющие возможность применения мотивационной модели в рамках ориентировочных цен. В ближайшее время с учетом наработанной практики мы будем предлагать правительству внести дополнительные изменения, которые обяжут госзаказчиков применять мотивационные методы ценообразования в приоритетном порядке при установлении ориентировочных цен», – анонсировал Овчинников.

Затронули в разговоре и тему финансирования размещения заданий ГОЗ. По словам Овчинникова, с 2019 года Роскосмос ведет работу по опережающему размещению гособоронзаказа. Если на 1 мая 2019 г. было только 2% утвержденных технических заданий по гособоронзаказу 2020 г., то на 1 мая 2021 г. – уже 71% утвержденных заданий на 2022 г.

«По гособоронзаказу на 2022 г. мы 84% госконтрактов заключили до 31 декабря прошлого года. В 2020 г. показатель опережающей контрактации был на уровне 30%, а в 2019 г. — 1%. Кассовое исполнение доведенных в 2021 г. до Госкорпорации «Роскосмос» средств с учетом выданных казначейских аккредитивов составило порядка 98%».

В целом ритмичность финансирования значительно улучшилась, отмечает Овчинников. Это существенно ускорит исполнение госконтрактов, уверен он.

«В целом, как я уже сказал, идет работа по оптимизации практически всех процессов в корпорации. За три последних года в корпорации создано отраслевое казначейство, оптимизированы процессы принятия инвестиционных решений, а также процессы финансового планирования. На данный момент мы приступили к централизации ряда функций в сфере страхования и бухгалтерского учета. Все это позволит снизить затраты и повысить эффективность предприятий отрасли», – резюмировал замглавы Роскосмоса.

По материалам издания «Ведомости»


АМК «Дифанс Медиа» приглашает принять участие во Всероссийской конференции «Гособоронзаказ. Экономическая безопасность и комплаенс», которая состоится 25 марта 2022 года в Санкт-Петербурге и онлайн на площадке ZOOM.

Основные темы:

  • принципы ценообразования;
  • практические рекомендации по подготовке материалов на продукцию, на которую распространяется государственное регулирование цен в условиях действующих НПА в 2022 году;
  • подтверждение ОЭПиН при планировании подтверждении цен на продукцию;
  • РКМ: рекомендации к подготовке обосновывающих материалов;
  • государственное регулирование и административная ответственность в сфере ГОЗ;
  • финансовое оздоровление предприятий ОПК.

Программа конференции и состав спикеров доступны по ссылке.