Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Сумма подозрительных финансовых операций по ГОЗ снижена как минимум в три раза

Олег Валерьевич Крылов, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу, ответил журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» на основные вопросы о роли и задачах службы в системе гособоронзаказа и результатах проверок исполнителей ГОЗ.

 

Какие задачи выполняет Росфинмониторинг в рамках осуществления контроля и надзора в системе гособоронзаказа?

– В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ на Росфинмониторинг возложена задача по обеспечению анализа информации об операциях, полученной им на основании указанного выше Федерального закона и Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

 

Что, по мнению специалистов Росфинмониторинга, можно отнести к зонам повышенного риска в системе гособоронзаказа?

– В целом в рамках ГОЗ зоны повышенного риска такие же, что и при реализации иных государственных контрактов: строительная сфера, выполнение работ нематериального характера (например, научно-исследовательские работы). В целом, полагаем, одна из важнейших зон риска связана с вопросами ценообразования, так как для гособоронзаказа характерно заключение контрактов с единственными поставщиками, что негативно отражается на прозрачности формирования цены контракта. При этом мы понимаем, что если недобросовестные лица закладывают свою «дополнительную» прибыль уже на этапе подсчета цены контракта, то в последующем эта часть средств обязательно будет выведена.

Еще одним серьезным риском остается использование в кооперации технических организаций, но, по нашему мнению, благодаря банковскому и казначейскому сопровождению и, соответственно, усиленному контролю расходования средств ГОЗ количество подобных организаций в исполнении государственного оборонного заказа с 2016 года значительно снизилось.

 

По каким критериям Росфинмониторинг классифицирует риски по контрактам как риски высокого, среднего или низкого уровня?

– Для присвоения уровня риска контрактам проводится анализ деятельности исполнителей в период исполнения конкретного контракта. При этом используются: поступающая в Росфинмониторинг информация о финансовых операциях, которые финансовые институты характеризуют в качестве подозрительных, сведения о проводимых нами проверках, а также данные по заключенным соглашениям из иных доступных Росфинмониторингу источников.

 

С 2016 года Росфинмониторинг и Казначейство России ведут совместную работу по анализу рисков контрактов в рамках ГОЗ. Какие результаты были достигнуты?

– В рамках заключенного соглашения на постоянной основе проводится мониторинг заказчиков и их контрактов от этапа открытия лицевого счета до перечисления денежных средств на расчетные счета хозяйствующих субъектов. В настоящее время разработаны индикаторы, позволяющие выявлять высокорисковые организации, участвующие в исполнении государственных контрактов.

 

Олег Валерьевич Крылов, заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу

Специалисты Росфинмониторинга в своих выступлениях не раз говорили о том, что за прошедший год служба провела проверку в отношении 21 тысячи юридических лиц. Каким образом происходит проверка такого большого количества компаний?

– На самом деле в Росфинмониторинге используется многоуровневая система проверки организаций, включающая несколько этапов. Так, на первом этапе проводится автоматический анализ информации о деятельности исполнителей контрактов, по результатам которого им присваивается уровень риска, который мы обсуждали ранее.

Кроме того, аналитики Росфинмониторинга в инициативном порядке (в том числе, с использованием присвоенного уровня риска), а также по запросам правоохранительных и контролирующих органов проводят детальную проверку имеющихся в информационной системе данных, по результатам такой проверки мы информируем коллег из соответствующих ведомств.

Наконец, Росфинмониторинг имеет право при проведении углубленной проверки запросить у финансовых институтов всю необходимую информацию в отношении клиентов, включая выписки по счетам, подтверждающие документы, сведения об установленном бенефициарном собственнике. По результатам проведенного анализа мы также информируем компетентные органы.

 

Как федеральная служба оценивает эффективность своей работы?

– В целом об эффективности принимаемых мер в рамках созданной системы межведомственного контроля использования бюджетных средств при размещении и выполнении государственного оборонного заказа, участником которой, в том числе, является Росфинмониторинг, по нашему мнению, свидетельствует следующая динамика за 2016–2020 годы:

  • количество исполнителей ГОЗ, вовлеченных в сомнительные операции, снижено почти на 40%;
  • количество исполнителей ГОЗ, обладающих признаками фиктивных организаций, снижено не менее чем на 30%;
  • сумма подозрительных финансовых операций по ГОЗ снижена как минимум в три раза.

 

В начале года Юрий Чиханчин, глава Росфинмониторинга, на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным говорил о том, что большую роль в сокращении количества сомнительных операций по ГОЗ сыграли банки, которые определены для работы с гособоронзаказом. Что изменилось в работе с банками?

– Со вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан институт уполномоченных банков, которые через специальные счета осуществляют сопровождение расчетов между хозяйствующими субъектами, входящими в кооперацию государственного оборонного заказа.

Введение режима уполномоченных банков позволило обеспечить контроль расходования денежных средств, выделенных на реализацию контрактов ГОЗ. Это помогло сократить количество нарушений при выполнении государственных контрактов, способствовало укреплению финансовой дисциплины оборонных предприятий, а также снижению количества привлекаемых в кооперацию «технических» организаций. В 2018 году опорным банком для ОПК стало ПАО «Промсвязьбанк».

 

В июне 2021 года ПСБ и Росфинмониторинг создали совместную рабочую группу для развития системы финансового мониторинга рисков в сфере ГОЗ. Можете рассказать об этом подробнее? Как развивается этот совместный проект?

– ПАО «Промсвязьбанк» и Росфинмониторинг создали рабочую группу для развития системы финансового мониторинга рисков в сфере ГОЗ и принятия дополнительных мер по пресечению возможных схем хищения средств в ОПК.

Системная работа по совершенствованию финансового мониторинга ГОЗ, используя риск-ориентированный подход и новые технологические решения для обеспечения процессов, открывает новые возможности взаимодействия опорного банка ОПК с Росфинмониторингом и другими государственными органами для реализации мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций исполнителей/соисполнителей контрактов ГОЗ.

Так, проводимая ПАО «Промсвязьбанк» с Росфинмониторингом работа позволила выйти на качественно новый уровень информационного обмена с участниками системы межведомственного контроля по противодействию правонарушениям в сфере ОПК и ГОЗ, фактически приведя к выявлению типичных схем нецелевого использования бюджетных средств исполнителями ГОЗ.

В настоящее время продолжается работа над реализацией совместных проектов по предупреждению, выявлению и пресечению незаконных финансовых операций в сфере ГОЗ на базе Центра оценки рисков ГОЗ ПАО «Промсвязьбанк», в том числе, идет создание новых аналитических инструментов с использованием технологий искусственного интеллекта и «больших данных».

 

Какая позиция у Росфинмониторинга относительно Федерального закона №275-ФЗ? Требует ли он доработки? Если да, то в какой части закона необходимы изменения?

– Каждый законодательный акт со временем требует внесения изменений. Вступление в силу Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О государственном оборонном заказе»…» позволил исключить нецелевое расходование бюджетных средств, выделенных на гособоронзаказ.

В то же время за определенный период времени лица, участвующие в хищении денежных средств, нашли ряд пробелов в законодательстве, которыми пытаются воспользоваться. В первую очередь такие пробелы связаны с отсутствием специального реестра исполнителей ГОЗ, включение в который позволяло бы своевременно выявлять «технические» компании. Также пока еще остается возможность в отдельных случаях осуществлять перечисления денежных средств из закрытого контура в открытый, в связи с чем требуются определенные доработки Федерального закона №275-ФЗ.

 

Важная задача – профилактика и предупреждение нарушений при исполнении обязательств по ГОЗ. Какие рекомендации по снижению рисков Росфинмониторинг может дать предприятиям ОПК?

– Современные технологии, межведомственное взаимодействие контрольно-надзорных и правоохранительных органов позволили сделать существующую систему по реализации ГОЗ более прозрачной.

Учитывая это, при построении кооперации головным исполнителям нужно более ответственно подходить к формированию своей кооперации, к подбору исполнителей, чтобы не допустить хищения или нецелевое использование средств.

 

©«Новый оборонный заказ. Стратегии» 
№ 6 (71), 2021 г., Санкт-Петербург