Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

О реформе сферы гособоронзаказа рассказали в ФАС России

28-29 апреля в Федеральной антимонопольной службе проводится расширенное заседание Коллегии ФАС России. К расширенному заседанию специалисты ФАС подготовили итоговый доклад. Одна из глав доклада посвящена реформе государственного оборонного заказа, а именно – оптимизации регулятивной нагрузки на хозяйствующие субъекты в сфере ГОЗ.

 

Следите за новостями «Новый оборонный заказ. Стратегии» в Google News, будьте в курсе событий!

Ниже мы приводим полный текст главы 7 доклада «Реформа государственного оборонного заказа». Итоговый доклад доступен для скачивания на официальном сайте ФАС России по ссылке.

ФАС России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и организациями в 2020 году проведена работа по реализации мероприятий в рамках исполнения Планов-графиков мероприятий по совершенствованию в 2019 и 2020 годах законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ от 19.12.2018 № 10564п-П7 и от 27.12.2019 № 12229п-П7, а также Плана-графика мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, от 25.12.2019 № 12343п-П7 (далее – План-график), по результатам которой Службой разработан в 2020 г. ряд законопроектов.

  1. Принят Федеральный закон № 66-ФЗ от 05.04.2021 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», которым уточняются требования по осуществлению банковского сопровождения.
  2. Внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) и приняты 17.03.2021 в первом чтении следующие законопроекты:

«О внесении изменений в статью 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (принят в первом чтении 17.03.2021), которым определены правовые последствия предупредительной меры (института требования);

«О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе», которым:

- установлены единые подходы к обеспечению исполнения государственных контрактов при осуществлении банковского и казначейского сопровождения по ГОЗ;
- расширен круг лиц, в соответствии с которым Казначейство России будет обеспечивать ФАС России безвозмездный доступ к сведениям, содержащимся в Реестре контрактов по исполнению ГОЗ;
- контролирующий орган наделен правом неоднократно продлевать срок исполнения предписания;
- уточнен круг лиц, участвующих в деле о нарушении законодательства в сфере ГОЗ - исключен заявитель, не участвующий в исполнении ГОЗ, что ограничит распространение информации об исполнителях ГОЗ и снизит риск введения санкций в отношении предприятий, задействованных в поставках оборонной продукции;
- вводится институт предупреждения за отказ доминирующих субъектов от заключения контракта по ГОЗ.

Еще по теме: Всероссийская конференция «Гособоронзаказ. Правовые риски»

  1. Внесен в Государственную Думу 05.04.2021 проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым снижен размер санкций за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.55.2 КоАП РФ.
  2. Внесен в Правительство Российской Федерации законопроект «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О государственном оборонном заказе», которым Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать типовые условия контрактов по ГОЗ.

Еще по теме: Контроль в сфере оборонного заказа предлагают усилить

Кроме того, принято 4 постановления Правительства Российской Федерации, вносящих изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465 (далее – Положение), в части:

- уточнения минимального уровня рентабельности в составе цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу (от 01.10.2020 № 1582);
- установления единого порядка формирования цены, на продукцию, производство которой осуществляется единственными поставщиками российских вооружения и военной техники, независимо от вида правового акта, которым определяются единственные поставщики соответствующей продукции (от 26.11.2020 № 1944);
- уточнение условий при которых в результате надлежащего исполнения государственного оборонного заказа не требуется возврат фактической прибыли в размерах, превышающих плановые значения (от 13.02.2021 № 189);
- уточнения порядка перевода из ориентировочной цены в фиксированную, а также
- установления порядка информирования государственных заказчиков о зарегистрированных ценах (от 16.03.2021 № 390).

Еще по теме: Ценообразование в сфере ГОЗ: регуляторные изменения

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 № 1366 внесены изменения в Положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, предусматривающие включение в государственный контракт на выполнение опытно-конструкторских работ условия о представлении головным исполнителем предварительного расчета цен на вооружение, военную и специальную технику в условиях их серийного производства.

Разработанный ФАС России проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающий уточнение состава привнесенных затрат, направлен на экспертизу в Минюст России.

ФАС России в IV квартале 2020 проведена научно-практическая конференция по вопросу ценообразования на продукцию военного назначения в режиме видеоконференцсвязи при участии Правительства Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и иных организаций. По итогам конференции при участии ФАС России разработан План-график мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, на 2021 год.

Еще по теме: Законопроектная деятельность ФАС в сфере ГОЗ: планы на 2021 год

Проведение мониторинга

В 2020 году проводились мероприятия по совершенствованию мониторинга хода размещения заданий ГОЗ, состояния выполнения государственных контрактов и контрактов в сфере государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса, выполнения государственными заказчиками требований законодательства о государственном регулировании цен единственных поставщиков оборонной продукции, а также применения мер административной ответственности за несоблюдение положений законодательства в сфере ГОЗ. ФАС России продолжается представление соответствующих ежеквартальных докладов в коллегию Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.

Задачи:

  • совершенствование механизмов контроля соблюдения законодательства в сфере ГОЗ путем реализации плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 3683-р;
  • либерализация правового регулирования в сфере ГОЗ путем введения института предупреждений для организаций оборонно-промышленного комплекса по ряду составов, предусмотренных в КоАП РФ;
  • возможность продления срока исполнения предписания, выданного по результатам рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
  • унификация требований к условиям государственных контрактов по ГОЗ;
  • предоставление ФАС России доступа к сведениям, содержащимся в реестре контрактов, ведение которого осуществляется Федеральным казначейством;
  • введение возможности ограничивать доступ к информации о результатах деятельности контролирующего органа, связанных с контролем исполнения государственного оборонного заказа, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • совершенствование механизмов взаимодействия с территориальными управлениями ФАС России, уполномоченными осуществлять контроль в сфере ГОЗ, с целью доведения актуальной правоприменительной и судебной практики, в том числе путем проведения семинаров, совещаний, обучения;
  • повышение уровня взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти при реализации мероприятий по контролю в сфере ГОЗ, в том числе с Минобороны России в целях совершенствования нормативно-правового регулирования ГОЗ, Федеральной службой судебных приставов и органами прокуратуры в целях достижения неотвратимости привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения в сфере ГОЗ;
  • обеспечение создания законодательства Российской Федерации по функционированию информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере (ИАС ГОЗ). Законопроект по созданию информационно-аналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере ГОЗ и в гражданской сфере (ИАС ГОЗ) в 2020 году внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и прошел первое чтение.
  • дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы по вопросам государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ;
  • установление порядка оперативного рассмотрения разногласных вопросов, возникающих при формировании цен на продукцию по ГОЗ, с предоставлением ФАС России полномочий по урегулированию таких споров;
  • регламентация работы военных представительств Минобороны России и других государственных заказчиков в части выдачи заключений по ценам на военную продукцию;
  • актуализация форм обосновывающих документов, необходимых при формировании цен на продукцию по ГОЗ, с учетом планируемой автоматизации процессов в рамках создаваемой информационноаналитической системы сопоставления цен на однородные товары (работы, услуги) в сфере государственного оборонного заказа и в гражданской сфере (ИАС ГОЗ).

Источник - ФАС России