В соответствии с пунктом 43 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. № 1465 (далее – Положение), в случае применения при заключении государственного контракта ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию либо цены, возмещающей издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок ее действия, условия уточнения, а также порядок перевода соответствующего вида цены в фиксированную.
Порядок может предусматривать, например, что при заключении госконтракта (контракта) стороны согласовали конкретный перечень наименований сырья, материалов и покупных комплектующих изделий, закупка которых осуществляется у поставщиков товаров, работ, услуг, занимающих доминирующее положение, затраты на которые подлежат возмещению исходя из фактически понесенных расходов.
Кроме того, может быть определено, что ряд затрат принимается с использованием базовых экономических нормативов, принятых при расчете ориентировочной цены (пункт 44 Положения).
Одним из типовых (обязательных) условий контрактов с контрагентами также является указание условий и порядка перевода ориентировочных цен в фиксированные (постановление Правительства РФ от 19 сентября 2022 года № 1658 «О типовых условиях контрактов, заключаемых в целях выполнения государственного оборонного заказа, и о внесении изменений в положение о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу»). Что важно учесть головным исполнителям и исполнителям гособоронзаказа?
Главное, чтобы порядок перевода в принципе был, так как содержащаяся в типовой форме государственного контракта формулировка о переводе ориентировочной цены в фиксированную не позднее 2-ух месяцев до окончания срока поставки продукции не является порядком перевода.
Отсутствие в государственном контракте четкого порядка перевода цены оставляет государственному заказчику возможность произвольного выбора порядка перевода цены. Госзаказчик склонен выбирать минимальные значения между базовыми показателями, если они оказались ниже фактических затрат, и фактическими затратами, если ниже они.
Корректировка цены государственным заказчиком может производится и в отношении исполнителей (контрагентов) без учета условий контрактов с контрагентами. Минобороны России считает, что учет всех фактических затрат возможен только если в государственном контракте был принят вид цены «возмещающая издержки».
Таким образом, в целях предупреждения убытков головного исполнителя и исполнителя условия перевода цены в контракте должны быть синхронизированы с условиями государственного контракта, что соответствует требованиям пункта 4 Положения о примерных условиях государственных контрактов (контрактов) по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2013 года № 1275.
Александр Быхал
«НОЗС»

