Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Ценообразование в сфере ГОЗ: практика применения

Сфера ценообразования в гособоронзаказе в 2020 году претерпела изменения, но не такие масштабные, как ожидалось. В преддверии выхода плана-графика совершенствования государственного регулирования цен на 2021 год подведем итоги предыдущего года и завершим разбор произошедших изменений в законодательстве о ценообразовании в сфере ГОЗ.

 

В данной и последующих публикациях, а также на конференции «Гособоронзаказ. Ценообразование 2021. Проблемы диверсификации», которая состоится 12 марта в Санкт-Петербурге в очно-заочном формате, мы рассмотрим наиболее актуальные, но при этом сложные для прочтения и понимания изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования на продукцию в сфере государственного оборонного заказа.

Материал об изменениях в 2020 году размеров плановой рентабельности (прибыли) и порядке ее расчета можно прочитать по ссылке.

Индексы цен и индексы-дефляторы

2020 год начался с издания приказа Минэкономразвития России (от 1 апреля 2020 года № 190) об актуализации порядка применения индексов цен, которыми необходимо пользоваться при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, на плановый и долгосрочный период.

Напомним, что плановые затраты на поставку продукции (прим. - под продукцией в гособоронзаказе понимаются товары, работы, услуги) определяются в рамках затратного метода путем индексации расходов по статьям затрат с применением индексов в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по такой статье затрат в плановом периоде (пункт 19 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465, далее – Положение о госрегулировании цен).

Основной идеей издания приказа Минэкономразвития России было приведение наименований статей затрат в соответствие новому Порядку определения состава затрат, включаемых в цену продукции по гособоронзаказу, который несколько ранее был выпущен Минпромтогом России (приказ от 08.02.2019 № 334) для корректного подбора и применения индексов.

Применение этого нововведения ни у кого не должно вызвать затруднений, поскольку мы уже много лет считаем отдельные затраты для будущих периодов путем индексации.

А вот изменение Положения о госрегулировании цен, произошедшее 10 апреля 2020 года (постановление Правительства РФ от 10.04.2020 № 481), многих даже самых опытных исполнителей гособоронзаказа могло поставить в тупик.  

Отлагательное условие оплаты по госконтракту

В нескольких нормах раздела III Положения о госрегулировании цен, которым регламентируется процедура перевода ориентировочной (уточняемой) цены на продукцию и цены на продукцию, возмещающей издержки цен, в фиксированную цену появилось уточнение, что «в случае, если требуется увеличение цены государственного контракта в связи с увеличением цены на продукцию при переводе в фиксированную цену других видов цен на эту продукцию, в дополнительном соглашении устанавливаются отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту, предусматривающие осуществление оплаты такой продукции в срок не более 30 календарных дней с даты внесения в государственный оборонный заказ необходимых изменений, подготовку которых осуществляет государственный заказчик в установленном порядке».

Суть этого изменения кроется в ограниченном объеме финансовых ресурсов, которыми располагает госзаказчик, и, как следствие, невозможности заплатить головному исполнителю денежных средств по контракту больше, чем имеется в наличии и планировалось изначально.

Как мы знаем, ориентировочная (уточняемая) цена и цена, возмещающая издержки, применяются при заключении контрактов в случае, если не имеется достаточных исходных данных для определения фиксированной цены на продукцию, то есть когда одна или несколько затрат не поддаются точному расчету (например, не ясен объем работ, трудоемкость техпроцесса или необходимое количество требуемых материалов).

Соответственно, при использовании одной из этих цен возникает необходимость на конечном этапе производства продукции осуществить перевод цены в фиксированную. В этом случае в результате уточнения величины статей затрат цена государственного контракта может увеличиться. Такое возможно в случае, если в государственном контракте предельное значение цены установлено в большем размере, чем цена государственного контракта. (прим. - в случае применения ориентировочной цены важно знать, что, если в контракте предельное значение цены государственного контракта не обозначено, значит считается, что такого ограничения нет и, соответственно, итоговая цена госконтракта при условии обоснованности всех затрат может увеличиться).

В целях гарантированного наличия у госзаказчика денежных средств для расчета с поставщиком на законодательном уровне введен механизм постановки на учет бюджетных обязательств, то есть тех сумм, которые были заложены в бюджете на исполнение конкретного госконтракта (задания). Ставятся такие обязательства на учет в объеме цены государственного контракта, дополнительного соглашения к нему, причем поставить на учет сумму больше той, что предусмотрена заданием в утвержденном гособоронзаказе, недопустимо (прим. - именно из-за этого ограничения госзаказчики вынуждены при недостаточном объеме запланированного финансирования на этапе формирования контрактных цен или начальных цен торгов «срезать» такие цены до уровня имеющихся в наличии лимитов и устанавливать их в меньшем размере по сравнению с предложениями потенциальных поставщиков).

Таким образом, рассматриваемые изменения, внесенные в Положение о госрегулировании цен, позволяют заключить дополнительное соглашение к государственному контракту, не дожидаясь корректировки гособоронзаказа и доведения до госзаказчика большего объема финансирования для выполнения конкретного задания гособоронзаказа, указав при этом в допсоглашении отлагательные условия завершения расчетов по государственному контракту (то есть выплаты той суммы, которая идет «сверх» цены изначально заключенного госконтракта) - в срок не более 30 календарных дней с даты внесения изменений в ГОЗ.

Регистрация цен на продукцию в ФАС России

В ноябре 2020 года (постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1944) была уточнена редакция подпункта «б» пункта 115 Положения о госрегулировании цен, которым определяется продукция, цена на которую, после ее определения и согласования с госзаказчиком, подлежит направлению на регистрацию в ФАС России.

Таким образом, согласно действующей редакции нормы права в ФАС России регистрируются только цены на товары, включенные в перечни продукции по государственному оборонному заказу и поставляемые по государственному оборонному заказу единственными поставщиками, за исключением тех товаров, которые приведены в подпункте «а» пункта 115 Положения о госрегулировании цен (регистрируется Госкорпорацией «Росатом»).

Разберем основные актуальные аспекты применения этой нормы права:

- под перечнем продукции по государственному оборонному заказу подразумевается Перечень продукции, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 14.06.2013 № 976-р (далее – Перечень № 976-р, данный перечень также упоминается в подпункте «а» пункта 6 Положения о госрегулировании цен, как перечень продукции, на которую распространяется госрегулирование цен);

- регистрации в ФАС России подлежат исключительно цены на товары, поставляемые по государственным контрактам единственными поставщиками, то есть цены на работы (услуги), а также товары, поставляемые в рамках кооперации головного исполнителя, не регистрируются.

В результате внесения изменений исключена регистрация цен на товары, включенные в Реестр единственных поставщиков вооружения и военной техники, за исключением случая, когда товары из реестра также включены в перечень продукции по государственному оборонному заказу. 

Также следует обратить внимание, что в 2021 году уже внесены изменения в Перечень № 976-р (распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2021 г. № 222-р). Перечень № 976-р пополнился аварийно-спасательными машинами и пожарными машинами, на которые теперь также распространяется госрегулирование цен, в том числе в рамках кооперации головного исполнителя, а цена госконтракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна регистрироваться в ФАС России.

В заключении хотим обратить внимание, что с 1 января текущего года не действует временное изъятие из случаев регистрации цен, установленное распоряжением Правительства РФ от 12.05.2020 № 1256-р, и предусматривающее, что в 2020 году госзаказчик мог принять решение о заключении государственного контракта на поставку продукции по ориентировочной (уточняемой) цене без регистрации в ФАС России. Однако не исключено, что данная норма будет продлена и на 2021 год.

Авторы:

Шацкий Роман Дмитриевич, заместитель начальника Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи ФАС России

Забунова Евгения Саввовна, начальник отдела методологии Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи ФАС России

©«Новый оборонный заказ. Стратегии»