Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Ценообразование в сфере ГОЗ: практика применения

В конце 2019 года вице-премьером, председателем коллегии военно-промышленной комиссии Российской Федерации Ю.И. Борисовым были утверждены планы-графики совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа, один из которых полностью посвящен государственному регулированию цен (ценообразованию).

 

В настоящее время большая часть мероприятий, предусмотренных планом-графиком по ценообразованию, находятся в завершающей стадии исполнения, либо уже исполнены.

В данной и последующих публикациях, а также на конференции «Гособоронзаказ. Ценообразование 2021. Проблемы диверсификации», которая состоится 12 марта в Санкт-Петербурге в очно-заочном формате, мы рассмотрим наиболее актуальные, но при этом сложные для прочтения и понимания изменения в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы ценообразования на продукцию в сфере государственного оборонного заказа.

Крайне важно с самого начала применения нормы права сформировать единую практику ее применения как со стороны бизнес-сообщества, так и государственных заказчиков.

Изменения размеров плановой прибыли (рентабельности)

Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1582 было внесено изменение в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 (далее – Положение), увеличивающее минимальный размер плановой рентабельности (прибыли) в цене продукции, поставляемой по гособоронзаказу, в том числе в рамках кооперации головного исполнителя.

Пункт 54 Положения изложен в следующей редакции:

«При определении цены на продукцию, указанную в пункте 6 Положения, с применением затратного метода в соответствии с разделом II Положения размер плановой рентабельности (прибыли) в составе цены на указанную продукцию устанавливается в размере суммы: не более 1% плановых привнесенных затрат и не более 20% плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции, но не менее 10% плановых собственных затрат организации на поставку (включая производство) продукции.

При этом для головного исполнителя (исполнителя) в случае, если доля его собственных затрат в себестоимости продукции составляет 20% и более, плановая рентабельность (прибыль) не может быть менее 5% себестоимости продукции».

Как мы видим из текста первого абзаца этой нормы, размер плановой рентабельности (прибыли) в цене продукции[1] должен быть установлен с одновременным соблюдением следующих правил:

- плановая рентабельность (прибыль) на собственные затраты[2] устанавливается в диапазоне от 10% до 20%, включая его границы. То есть нижний порог 10%, а верхний - 20%;

- плановая рентабельность на привнесенные затраты[3] устанавливается в размере от 0 до 1%, также включая границы. То есть установление нулевой плановой рентабельности на привнесенные затраты также правомерно.

Назовем это правило: «10% от собственных затрат».

После того как мы определили цену на продукцию с использованием этого правила, переходим к применению второго абзаца рассматриваемой нормы права, который обязывает нас провести проверку на предмет соответствия рассчитанной прибыли в цене на продукцию требованию «плановая рентабельность (прибыль) составляет не менее 5% себестоимости продукции». Такая проверка выполняется только в случае, если доля собственных затрат в себестоимости продукции составляет не менее 20%. Это правило работает как в отношении продукции, поставляемой головным исполнителем, так и в рамках кооперации. Назовем это правило «правило 5% от себестоимости».

Для большего понимания рассмотрим эти правила в виде схемы:

ценообразование ГОЗ

Также изменения затронули и максимальный размер рентабельности (прибыли), устанавливаемый для головных исполнителей, в случае направления им части прибыли на развитие производства. Как следует из третьего абзаца пункта 54 Положения, плановая рентабельность на продукцию, поставляемую головным исполнителем, устанавливается в размере суммы до 1 % от привнесенных затрат и от 20 до 25% от собственных затрат, при условии обоснования головным исполнителем необходимости направления им части прибыли на развитие производства. При этом более не требуется согласовывать размер плановой рентабельности (прибыли) с отраслевым органом, а также учитывать участие головного исполнителя в реализации инвестиционных проектов. (примечание. данное правило определения размера рентабельности (прибыли) не действует при формировании базовой цены).

Отдельно следует обратить внимание на то, что ограничение размеров плановой рентабельности (прибыли) предусмотрено только при определении цены на продукцию, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен, затратным методом и методом индексации по статьям затрат (пункт 58 Положения). Это означает, что при формировании цен на товары (работы, услуги), поставляемые (выполняемые, оказываемые) в том числе в рамках кооперации головного исполнителя иными методами, например, методом сравнимой цены, конкретные ограничения размеров плановой рентабельности (прибыли) законодательно не установлены.

Но это не означает, что ограничений по прибыльности поставок в отношении цены, рассчитанной методом сравнимой цены, нет. Они есть и предъявляются как общими требованиями к применению метода сравнимой цены (пункт 14 Положения), так и требованиями Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Часть 3 статьи 8 данного Федерального закона прямо запрещает действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены и направленные на установление экономически, технологически или иным образом не обоснованной цены на продукцию, превышающую цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Авторы:

Шацкий Роман Дмитриевич, заместитель начальника Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи ФАС России

Забунова Евгения Саввовна, начальник отдела методологии Управления контроля сухопутного и морского вооружения, военной техники связи ФАС России

©«Новый оборонный заказ. Стратегии»


[1] Под продукцией в гособоронзаказе понимаются товары, работы или услуги.

[2] «Собственные затраты» - разница между себестоимостью продукции и привнесенными затратами; пункт 2 Положения.

[3] «Привнесенные затраты» - затраты на приобретение покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования для научных экспериментальных работ, а также работ и услуг сторонних организаций (за исключением командировочных расходов)