Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

Прокурорский надзор за оборонным заказом

Текст: Александров Олег Михайлович  
начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции

 

 


Одно из основных направлений работы отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном оборонном заказе управления по надзору за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса Генеральной прокуратуры Российской Федерации – это соблюдение законодательства о государственном оборонном заказе при производстве и реализации вооружения, военной и специальной техники.

С учетом проведенных отделом проверок и вскрытых в их ходе нарушений закона надзорная деятельность взята на контроль руководством страны.

Возбужденные по материалам прокурорских проверок уголовные дела в отношении руководителей контрагентов предприятий Группы ОСК по фактам хищений многомиллионных средств государственного оборонного заказа заставили предпринимательский сектор задуматься о незавидных перспективах покушения на средства федерального бюджета.

Во взаимодействии с судостроительной корпорацией прокуратуре удалось добиться укрепления финансовой дисциплины в сфере морского оборонного заказа, улучшить ситуацию с его исполнением, сократить задолженность предприятий по невыполненным обязательствам.

По результатам выполнения оборонного заказа в состав Военно-морского флота приняты фрегат "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", малые ракетные корабли "Мытищи" и "Орехово-Зуево". Помимо этого, флот пополнился судами обеспечения и разнообразными боевыми катерами. В состав ВМФ переданы новые береговые ракетные комплексы "Бастион" и "Бал".

25 декабря 2018 года в состав Тихоокеанского флота вошел новый корвет "Громкий" построенный на Амурском судостроительном заводе. Всего по итогам 2018 года российский флот пополнили более 20 кораблей и судов разного назначения. Передачу кораблей в последнюю неделю декабря 2018 года обеспечило выполнение судостроительной корпорацией ОСК гособоронзаказа 2018 года на 100 процентов – впервые за последние пять лет.

Пресечены срывы госконтрактов, хищения бюджетных средств, их неправомерное расходование и вывод за рубеж, повлекшие уголовное преследование. 

В истекшем периоде основные вызовы и угрозы реализации государственного оборонного заказа включали: срыв сроков исполнения контрактных обязательств; слабую организацию деятельности, низкий уровень планирования загрузки производственных мощностей, утрату отдельных технологий производства; несоответствие качества продукции, производимой предприятиями оборонно-промышленного комплекса; неэффективный механизм ценообразования; отсутствие действенной системы формирования кооперации; участие в закупках компаний – участников картельных сговоров; ненадлежащую организацию претензионной работы по фактам неисполнения договорных обязательств и низкую ее эффективность.

В деятельности предприятий ОПК имели место нарушения требований антимонопольного законодательства при размещении заказов на поставку оборудования, приобретаемого за счет бюджетных средств. Выявлялись факты ограничения конкуренции путем искусственного дробления заказов.

Так, один из руководителей организации, задействованной в выполнении работ в указанной сфере, без проведения торгов и согласования с головным исполнителем заключал с аффилированными юридическими лицами договора о предоставлении услуг, связанных с ремонтом военной техники. Это позволило размещать заказы без проведения конкурсных процедур у единственных поставщиков (исполнителей). При этом стоимость услуг завышалась в 1,5 раза, чем причинен ущерб государству на сумму свыше 32 млн рублей. По этому факту возбуждено и расследуется уголовное дело.

Выявлялись нарушения, связанные с невыполнением обязательств по закреплению прав Российской Федерации в лице государственных заказчиков на результаты интеллектуальной собственности, полученной при реализации государственного оборонного заказа.

Имели место факты хищений средств ГОЗ путем включения в цепочку кооперации многочисленных подконтрольных организаций, что влекло завышение стоимости работ и неправомерное расходование бюджетных средств.

Результаты взаимодействия органов прокуратуры с контролирующими органами и ведомствами позволили своевременно выявлять и предотвращать нарушения законодательства в сфере гособоронзаказа. Мерами прокурорского реагирования пресечены срывы сроков выполнения обязательств по государственным контрактам и контрактам, заключенным в рамках выполнения гособоронзаказа; хищения бюджетных средств и их неправомерное расходование; вывод средств государственного оборонного заказа за рубеж и их обналичивание.

Итогами проверочных мероприятий стали возбужденные уголовные дела, освобождение от занимаемых должностей ряда руководящих кадров предприятий оборонно-промышленного комплекса, повышение результативности при использовании средств гособоронзаказа.

Во взаимодействии с контролирующими, надзорными и правоохранительными органами осуществлен целый комплекс мер, направленных на профилактику правонарушений.

При активном участии органов прокуратуры создана система межведомственного государственного финансового контроля, охватывающая все стадии закупок в рамках этапов бюджетного процесса: от формирования заданий ГОЗ, правомерности его заключения, текущего выполнения и контроля результатов выполненных сторонами обязательств.

Взаимодействие прокуратуры с правоохранительными органами и органами контроля осуществлялось путем обмена информацией о состоянии законности, организации совместных надзорных и контрольных мероприятий, координации планов работ, проведения совместных сверок по направленным материалам. При этом с целью повышения комплексного контроля участников ГОЗ и минимизации излишней административной нагрузки на поднадзорные предприятия прокуроры ориентированы на принятие мер к оптимизации количества проверок, синхронизации проверочных мероприятий с правоохранительными и контролирующими органами, а также на комплексное проведение плановых и внеплановых проверочных мероприятий.

Следствием таких действий стало пресечение срыва сроков выполнения заданий гособоронзаказа по многим государственным контрактам. 

По результатам проверок должностные лица предприятий ОПК обеспечили неукоснительное исполнение требований законодательства о государственном оборонном заказе, о контрактной системе в сфере закупок, о защите конкуренции. Исключены факты срыва сроков исполнения государственных оборонных контрактов, активизирована судебно-претензионная работа.

С учетом принятых мер реагирования в ходе исполнения ГОЗ в 2018 году в войска поставлено около 115 тыс. видов современных образцов и средств вооружения и специальной техники.

Так, в 2018 году вооруженные силы получили более 120 единиц различной авиационной техники. Среди поставленной техники можно выделить фронтовые бомбардировщики Су-34, многофункциональные истребители Су-30СМ и Су-35С. Передано более 300 единиц бронетанкового вооружения и техники. Поставлено свыше 120 единиц различного зенитно-ракетного вооружения. Войска получили крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс".

В 2018 году состоялись успешные испытания ракетного комплекса "Авангард", который уже в 2019 году заступит на боевое дежурство в РВСН.

Помимо новой техники, российские вооруженные силы получили порядка 8,5 тыс. отремонтированных и модернизированных образцов и средств вооружения. По итогам 2018 года удалось довести уровень оснащенности войсковых частей постоянной готовности современными серийными образцами ВВСТ до 61,5%, а обеспеченности войск вооружением и техникой – до 98%.

Корпорации усилили контроль деятельности подведомственных организаций и предприятий, целевого использования ими бюджетных средств, кроме того, повышена эффективность корпоративного контроля. 

В прошедшем году в целях устранения выявленных нарушений законодательства о государственном оборонном заказе органами прокуратуры внесено свыше 6 тыс. представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 4 тыс. должностных лиц. По постановлениям прокуроров в административном порядке наказано 3 тыс. лиц, в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлено 570 материалов, по результатам их рассмотрения возбуждено свыше 350 уголовных дел.

Надзор за исполнением государственного оборонного заказа продолжается.

 

©"Новый оборонный заказ. Стратегии" 
№ 2 (55) 2019г. , Санкт-Петербург