Комментирует эксперт НОЗС А.Н. Быхал:
НОЗС продолжает информировать читателей о переходе на электронное направление РКМ. Напомним, что с 2026 года представление обосновывающих документов (форм РКМ) будет проводиться в электронном формате, для чего требуется провести подготовительную работу на предприятии.
Читайте и обсуждайте наши материалы с экспертами НОЗС в Телеграм и Вконтакте
В соответствии с последним абзацем подпункта «м» пункта 37 ПП 1465 при представлении обосновывающих документов, указанных в пункте 37, в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации, представление таких документов на бумажном носителе не требуется. Таким образом, с 1 января 2025 года (дата вступления в силу ПП 715 от 30 мая 2024 года, которым и были введены соответствующие изменения в ПП 1465) головные исполнители и исполнители могли не представлять обосновывающие документы на бумажных носителях. А с 1 января 2026 г. указанные документы, не содержащие сведения, составляющие государственную тайну, представляются только в электронном виде на оптических носителях (CD-R) в форматах электронных копий и таблиц, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица организации.
Правительство, внеся в 2024 году в ПП РФ # 1465 соответствующие изменения, по сути предъявило государственным заказчикам требование о том, что они с 1 января 2025 года обязаны принимать обосновывающие документы в электронном виде, без их представления на бумажном носителе. Весь 2025 год стороны государственного контракта (контракта) могли отрабатывать порядок представления обосновывающих документов в электронном виде, чтобы с 1 января 2026 года отказаться от бумажного документооборота.
Однако, 8 октября этого года предприятиям ОПК было предложено проинформировать ФГУП «ВНИИ «Центр» (исх.112550/о6) о результатах апробации вариантов представления обосновывающих документов, предложенных федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями. Неожиданно выяснилось, что за 2,5 месяца до полного отказа от представления обосновывающих документов на бумажных носителях федеральные органы исполнительной власти до сих пор не определились с порядком представления в электронном виде.
Предлагается выбрать из двух вариантов:
- обосновывающие документы на бумажном носителе, подписываются должностными лицами и скрепленные печатью (при необходимости) сканируются, архивируются и подписываются УКЭП руководителя;
- обосновывающие документы, созданные в электронном виде в программах ЭДО, подписываются должностными лицами УКЭП, архивируются и подписываются УКЭП руководителя.
В обоих случаях архивы, как и раньше, грузятся на оптический носитель (CD-R) для последующей передачи государственному заказчику (заказчику). Просто комплект обосновывающих документов (неважно, отсканированных с оригинальными подписями или пописанных УКЭП должностных лиц) подписывается УКЭП генерального директора. Первый вариант более предпочтителен для головных исполнителей, т.к. не требует УКЭП всех подписантов форм. Многие предприятия с начала этого года так и делают.
Обращение ФГУП «ВНИИ «Центр» требует не только организовать апробацию двух вышеуказанных методов, но и принять исчерпывающие меры по обеспечению перехода с 1 января 2026 г. на представление таких документов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, только в электронном виде в форматах электронных таблиц и копий с сопроводительным письмом.
Получается, что ЭДО, позволяющий легко и быстро обмениваться информацией, в части ГОЗ не предполагается. Все остается по-прежнему, только не требуется представлять обосновывающие документы на бумажном носителе.
Правда, остается неясным как государственный заказчик будет доводить информацию о рассмотрении ценового предложения до головного исполнителя. Отказ от бумажного носителя требует серьезной корректировки многих процессов государственного регулирования цен. Например, как будет осуществляться подписание протокола цены государственным заказчиком в электронном виде?
Удачно выбрано и время для проведения апробации вариантов. В настоящее время в соответствии со внутренним регламентом МО РФ все обосновывающие документы должны направляться сразу в орган экспертизы цен, в котором отрабатывается порядок взаимодействия (переписки) с головными исполнителями, ЗОВУ и ФАС России. Это позволит сразу внедрить прогрессивные информационные технологии всех процессов ценообразования.
Можно надеяться, что уж у государственных заказчиков, точно, все давно готово. И осталось только поинтересоваться у предприятий ОПК какой вариант представления обосновывающих документов им более по вкусу...
До наступления эры цифровизации ГОЗ остается 2,5 месяца. А мы в свою очередь продолжим следить за процессом и информировать читателей об актуальных изменениях и новостях по этому направлению.
Остались вопросы? – Станьте подписчиком НОЗ.С и получайте онлайн-консультации с экспертами в закрытом телеграм-чате

