О ключевых задачах и планах, актуальных сегодня для предприятий ОПК, в эксклюзивном интервью журналу «Новый оборонный заказ. Стратегии» рассказал Олег Иванович Бочкарев, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации.
– Почему было принято решение об актуализации программы ГПВ 2011–2020 со сроками 2018–2027?
– Государственная программа вооружений утверждается на 10 лет, каждые пять лет проводится актуализация. В этот раз актуализация была сдвинута на два года, вместо 2016 года на 2018-й. Это связано в большей степени с общей экономической ситуацией и событиями 2014 года. Нужно было более глубоко оценить обстановку. Сейчас все планирование осуществляется в стандартном режиме, новая десятилетняя программа принята.
– Недавно Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 г. №1465 было утверждено Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Этот документ вводит принципиально новую мотивационную модель ценообразования на продукцию ОПК. Каковы прогнозы и ожидания от применения этой модели, какие цели преследовали законодатели?
– Мотивационная модель ценообразования разработана для того, чтобы дать предприятиям возможность работать более эффективно. В старой модели применялся затратный инструмент формирования цены контракта с фиксированным размером прибыли, и часто при сравнении плановой калькуляции с фактическими расходами цифры не совпадали. В результате, если происходил перерасход, исполнителей ругали за то, что они неэффективно работают, а в случае экономии спрашивали, почему они потратили меньше. В последнем случае могли поставить под сомнение плановую калькуляцию, подозревая предприятие в фальсификации. Это ситуация шла вразрез с экономической логикой.
По инициативе Коллегии ВПК, к которой присоединилась ФАС РФ, был сделан доклад президенту, и он одобрил необходимость создания новой модели. Важно отметить, что впервые в подготовке законодательного акта, помимо федеральных органов исполнительной власти, активное участие принимала промышленность, практически все крупные корпорации и холдинги, такие как ОСК, ОАК, «Уралвагонзавод», «Алмаз-Антей». Работала комиссия и рабочая группа под руководством ФАС РФ. В процессе согласования было устранено около четырехсот разногласий. Документ готовился три года, была проделана огромная совместная работа.
Суть новой модели состоит в том, что на старте мы считаем цену по затратам и фиксируем ее на пять лет. Если в процессе исполнения контракта достигается экономия, при этом накладные расходы не раздуваются, предприятие работает эффективно, использует методики бережливого производства, увеличивает производительность труда, то все, что удалось сэкономить, остается на предприятии.
– Что можно будет считать хорошим результатом от практического применения этой модели?
– Снижение себестоимости продукции. Я считаю, что на некоторых предприятиях сразу можно будет снизить себестоимость на величину от 15 до 30%. Как использовать сэкономленные средства, которые будут аккумулироваться на предприятии, решает само предприятие, совет директоров, те органы управления, которые определяют политику развития.
Ожидаем в первую очередь технологического развития и модернизации производства. Второе – это решение социальных вопросов, мотивация персонала, строительство жилья. И третий пункт – это направление расходов на самостоятельное финансирование НИОКР в разработке новой продукции.
Говоря о модернизации производств, хочу подчеркнуть, что это первоочередная задача на сегодня. В государственной программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса» зафиксирован переход на новую модель инвестиций в капитал. Теперь бюджетными деньгами будут финансировать только стратегические отрасли, они определены отдельными документами. Все остальное – это заемные средства на развитие, государство будет компенсировать только процентную ставку по коммерческим кредитам.
В социальном сегменте важно решать вопросы с формированием еще более достойной заработной платы и премированием сотрудников за достигнутые результаты, причем не только менеджеров, но и рабочих. Кроме того, очень актуальна задача обеспечения жильем, и как один из путей ее решения можно рассматривать компенсацию части затрат по ипотеке для сотрудников предприятия.
НИОКР – это в первую очередь решение задачи выстраивания диверсифицированного производства. Для того чтобы производить новую продукцию, надо разрабатывать новые изделия. Какую-то часть расходов компенсирует государство через специализированные фонды («ВЭБ Инновации», ФРП, РЭЦ, «Корпорация МСП», Фонд содействия инновационному развитию), также есть много корпоративных и холдинговых программ. Но теперь у предприятий появилась возможность финансировать НИОКР и за счет собственной прибыли, увеличенной вследствие снижения себестоимости продукции, а значит, можно сделать больше и двигаться вперед быстрее и эффективнее.
Современная модель ценообразования в целом дает возможность более рачительно вести хозяйство во всех направлениях, получать свободные средства и рационально их использовать. Куда в первую очередь направить прибыль – в НИОКР, на модернизацию, на социальную политику? Это внутреннее решение акционерного общества.
– Можно ли говорить о том, что усилия законодателя в последние несколько лет были больше направлены на интересны заказчика, но теперь, с утверждением мотивационной модели ценообразования, стали больше учитывать и интересы исполнителя?
– Нельзя так говорить. Государственный оборонный заказ – это уникальный заказ. Его все хотят получить, выстраиваются в очередь. Задачи государства всегда состояли в том, чтобы учитывать интересы и заказчика, и исполнителя, и максимально рационально использовать бюджетные средства. В последнее время государство столкнулось с высокими темпами удорожания стоимости продукции по ГОЗ, а средства на оборонку, как и на другие статьи расходов, выделяются исходя из определенного процента от валового национального продукта. Поэтому задача государства – эффективно расходовать бюджетные средства.
– То есть больше контролировать?
– Контроль был всегда. Просто раньше существовала система, где контроль был сопряжен с угрозой наказания. Сейчас заработал принципиально иной, мотивационный подход в законодательстве.
– Когда промышленности ожидать новый документ, регламентирующий перечень состава затрат на продукцию по ГОЗ вместо Приказа №2001?
– Мы ждем этот документ от Минпромторга. Вероятнее всего, к июню он уже будет. Хотя, строго говоря, в существующей редакции он и сегодня, на мой взгляд, вполне достаточен. В нем есть перечисление статей калькуляции, принципиально вряд ли можно там что-то поменять. Там указаны все статьи затрат.
– Какие вопросы и проблемы, с вашей точки зрения, актуальны сегодня и требуют совместного обсуждения между заказчиками, исполнителями и федеральными органами исполнительной власти в сфере ОПК?
– Первое – это проблема закредитованности. Сейчас у предприятий львиная доля заработанных средств уходит на оплату процентов по кредитам, порядка 60–80% от прибыли. Получается, что развитие душит банковский процент. Банки накапливают прибыль, а у предприятий не остается средств для развития. Это серьезная проблема, которую надо обсуждать и приходить к какому-то взвешенному решению.
– Вторая тема – амортизация. Всегда развитие основных фондов проходило за счет фонда амортизационных отчислений. Так работали правила бухучета советского образца. В стоимость готовой продукции закладывался определенный процент, направленный на формирование амортизационных фондов, которых было несколько. За счет этих средств проводилась модернизация производства. В 1990-е годы эту идеологию отменили, и фонды, конечно, быстро проели. Амортизационные расходы и сейчас закладывают в цену (некоторые компании – даже до 10%), но не всегда тратят по назначению. Необходимо вернуть амортизационным фондам статус целевых. Для этого надо поменять правила бухгалтерского учета.
– Какие основания вы видите для формирования оптимистической модели будущего ОПК России, исходя из уже реализованных масштабных задач и сформированных планов?
– Огромный вотум доверия президенту страны – это сильнейшая платформа для движения вперед.
Принятая ГПВ до 2027 года – у нас есть четкие и понятные задачи на десять лет вперед.
Диверсификация. Мы приступили к решению стратегической задачи, которая сложнее, чем реализация ГПВ. Но эта задача очень важна для страны. В 1990-е была проведена конверсия, то есть многие предприятия просто перевели на «гражданку». Тогда было допущено много ошибок: мы начали производить гражданскую продукцию массового потребления (электродрели, швейные и стиральные машины и т.д.) и тут же открыли рынок для иностранных компаний.
Сегодня совсем другая картина: мы практически не сокращаем ГПВ и, соответственно, не говорим о конверсии, но обсуждаем диверсификацию оборонных производств.
– А кто решает, что должны производить компании с рамках диверсификации? Сами предприятия, их маркетинговые департаменты?
– Над этой задачей работают сегодня все министерства и ведомства, госкорпорации, холдинги и отдельные предприятия. Объем гражданской продукции в стране составляет сегодня более 6 трлн рублей, и всего 8% поставляют российские производители. Крупнейшие углеводородные компании – «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Новотек», электроэнергетика как огромный пласт сложнейшего оборудования, медицинская техника, телекоммуникации – все это сферы, куда должны прийти отечественные производители. Нам надо эти рынки постепенно переводить на себя. При этом при формировании маркетинговых стратегий нужно рассчитывать не только на внутренний, но и на внешний рынок. Для этого государство создало специальный институт – Российский экспортный центр (РЭЦ), его задача в том, чтобы облегчить российским компаниям выход на внешний рынок. РЭЦ оплачивает участие в выставках, рекламу, доставку продукции, исследование и изучение рынков. Но в первую очередь необходимовернуть отечественным компаниям российский рынок!
Беседовала Александра Григоренко
©"Новый оборонный заказ. Стратегии"
∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗
Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.
Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.
Архив конференций по проблемам исполнения гособоронзаказа можно посмотреть на нашем сайте.