Новый оборонный заказ. Стратегии
Новый оборонный заказ. Стратегии
РУС |  ENG
Новый оборонный заказ. Стратегии

AUKUS. Перспективы и последствия

Автор Максат Камысов 

 

Ядерное нераспространение традиционно занимает важное место в международной повестке. Технологии ядерного синтеза обсуждаются и как мощный источник энергии, и как угроза для существования человечества, а главное, как нечто, что точно не должно попасть не в те руки. Режим нераспространения ядерного оружия (ЯО) существует и функционирует уже более пятидесяти лет.

 

Желание избежать явных угроз и предотвратить появление новых государств-обладателей ЯО привело к заключению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в 1968 году. Договор был призван прекратить гонку ядерных вооружений и заложить основы для будущего сокращения ядерных арсеналов, а впоследствии – и полного ядерного разоружения.

В тексте документа государства-участники Договора подразделяются на страны, обладающие и не обладающие ядерным оружием, а также им предписываются соответствующие требования. Так, Договор стал своего рода пактом между ядерными и неядерными государствами, согласно которому первые обязались не передавать ядерное оружие и контроль над ним, в то время как последние согласились не производить и не приобретать ядерное оружие ни под каким предлогом. На уровне Договора государствами, обладающими ядерным оружием, стали Великобритания, Китай, Россия (унаследовала право от СССР), США и Франция. Будучи строгим в отношении оружия, Договор не препятствует использованию ядерной энергии и технологий в мирных целях и классифицирует это как неотъемлемое право всех участников. Более того, документ обязывает подписантов способствовать «самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях».

ДНЯО, заключенный почти пятьдесят лет назад, постоянно актуализируется – раз в пять лет государства-участники встречаются на площадке обзорной конференции. В рамках регулярных встреч проходят обсуждения новых вызовов для ядерного нераспространения и ядерной безопасности. При удачном исходе результатом конференции становится итоговый документ, который принимается общим консенсусом. Однако в последний раз всеобщее согласие было достигнуто только в 2010 году, с тех пор ни одного такого документа по результатам встречи подписано не было – ни в 2015, ни в 2022. И это отнюдь не означает, что область ядерного нераспространения не встречает новых вызовов, скорее наоборот.

Несмотря на то, что подавляющее большинство членов международной общественности подписали и ратифицировали Договор, все еще остается ряд государств, которые по той или иной причине воздерживаются от этого. Так, например, несмотря на то, что согласно Договору официально право владеть ядерным оружием имеют только пять государств, фактически в мире существует порядка девяти стран, располагающих собственными ядерными арсеналами. Это отчасти ставит под сомнение способность режима международного контроля ДНЯО сдерживать появление новых ядерных игроков. Но главные вызовы для режима нераспространения сегодня кроются отнюдь не в этом.

 

Проблема выборочности

Ряд экспертов отмечают, что усложнившаяся международная обстановка и обострение отношений между ключевыми ядерными державами существенно повышают риски ядерной эскалации. Часы Судного дня в очередной раз передвинули на 10 секунд ближе к полуночи. Эрозии также продолжает подвергаться контроль над ядерными вооружениями. Старые российско-американские договоренности истекают или денонсируются сторонами, в то время как новые не заключаются. Таким образом, архитектура безопасности, сформировавшаяся еще в годы холодной войны, постепенно разрушается, а заменить ее нечем.

На сегодняшний день единственным действующим договором между Россией и США остается Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), действие которого было продлено до 5 февраля 2026 года. Дальнейшие перспективы выглядят крайне туманно из-за резко ухудшившихся отношений между Россией и США, переговоры между сторонами раз за разом переносятся на «более поздние сроки», стратегический диалог выглядит замороженным.

 

После распада биполярной системы международных отношений много говорили о «международном порядке, основанном на правилах». Практика последних лет доказала, что это миф. Сейчас многие страны лавируют, используя режим нераспространения в собственных интересах

Антон Хлопков, директор Центра энергетики и безопасности

 

Перспектива снова оказаться в мире, где гонка ядерных вооружений ничем не сдерживается, не привлекает никого. В первую очередь этого опасаются неядерные государства, которые довольно регулярно высказывают свое недовольство относительно недостатка действий со стороны ядерной пятерки по соблюдению 6-й статьи ДНЯО, которая подразумевает ведение переговоров и принятие мер по разоружению.

Еще одна проблема существующего режима заключается в том, что в последнее время все чаще наблюдается выборочное соблюдение условий договора. Такие действия, разумеется, напрямую не нарушают условий сделки, но способствуют росту напряжения и вызывают неоднозначную реакцию на международной арене. Прецеденты были и ранее, наиболее ярким примером могла бы послужить политика совместного использования ядерного оружия НАТО, также известная как Nuclear Sharing, суть которой заключается в размещении на территории государств-членов Альянса американского тактического ядерного оружия.

Политика вызвала неоднозначную реакцию участников ДНЯО – по мнению одной стороны, такой подход считается нарушением первой и второй статей договора, предписывающих странам-участницам не передавать и не принимать ядерное оружие. В то же время другая сторона придерживается позиции, что такое действие не воспрещается условиями договора, потому как не предполагает самого факта передачи ядерного оружия, поскольку дело ограничивается лишь размещением тактических ядерных вооружений США на территории стран-союзниц, однако контроль над вооружением все еще осуществляется со стороны Соединенных Штатов. Официальное обоснование со стороны США звучит так, что проводимая ими политика снижает вероятность возникновения новых ядерных государств, поскольку размещение американских вооружений в странах-союзницах устраняет у последних стимул для разработки собственного ядерного потенциала.

Как показала практика, такие инициативы могут существовать параллельно с Договором, несмотря на то, что они вызывают вопросы у других его подписантов. Свежим прецедентом стал трехсторонний оборонный альянс Австралии, Соединенного Королевства и США – AUKUS. Однако вопросы у мировой общественности вызывает не сам факт образования оборонительного союза, но его часть, предполагающая передачу Австралии технологий строительства атомных подводных лодок. Формально нарушений Договора о нераспространении здесь также не наблюдается, поскольку ни Соединенное Королевство, ни Соединенные Штаты не передают Австралии ядерное оружие, речь идет только о передаче технологии производства атомных подводных лодок, что не запрещено Договором и подпадает под мирное использование ядерных технологий. Однако эксперты видят в этом прецеденте крайне опасный вызов для режима ядерного нераспространения, а также считают, что такие действия могут привести к дестабилизации Азиатско-Тихоокеанского региона и спровоцировать там гонку вооружений.

 

AUKUS – очередной оборонительный союз?

В сентябре 2021 года Австралия, Великобритания и США заявили о создании нового формата сотрудничества в области обороны, и целями участники блока обозначили обеспечение стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе, а также углубление оборонного сотрудничества. Среди целей также фигурировало повышение оборонного потенциала Австралии. Необходимость в последнем возникла на фоне изменений в обстановке и расстановке сил в регионе, также союзники ссылались на рост нестабильности и возникновение новых вызовов и угроз.

В экспертном же сообществе бытует мнение, что за формулировками об изменившейся обстановке стоит растущее напряжение в отношениях с Китаем. Так, основной целью блока, по мнению экспертов в области международной безопасности, на самом деле выступает стремление сдерживать рост влияния КНР в регионе посредством наращивания мощи Австралии.

 

Вы можете дочитать этот материал, оформив подписку.